logo search
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Государственный кредит, его сущность и классификация.

Природа существования государства характеризуется противоречиями в потребностях финансовых ресурсов и возможностях мобилизации их величины. Разрешение противоречий государства между потребностями в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов является объективной необходимостью, которая порождает по шикновение государственного кредита.

Кредит как экономическая категория является важнейшим сущностным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений. Если финансы - это система (отношения) по централизации и децентрализации фондов денежных средств, в основном о: ождествляемая в пространственном измерении, то кредит формирование фондов денежных средств, в основном обобщаемое во временном измерении. Временно ненужные, но сформированные фонды денежных средств (амортизационные отчисления, сбережения граждан, накопления хозяйствующих субъектов, некоторые бюджетные и внебюджетные средства, страховые начисления и др.), являются материальной основой и предпосылкой появления кредитных ресурсов. При этом кредитные ресурсы и отношения принимают две формы:

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государственных финансовых ресурсов (за счет временно свободных денежных средств в государстве) для финансирования бюджетных расходов и общегосударственных программ.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную систему.

Двойственность государственных кредитных отношений проявляется в двух взаимонаправленных процессах:

отношения по привлечению финансовых ресурсов (ссудного фонда) на государственные нужды

отношения по возврату привлеченных кредитных ресурсов и выплате процентов за них в основном за счет бюджетных ресурсов

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Государственный кредит включает два основных аспекта: федеральный и региональный. Это вытекает из формы организации государственной власти и управления. Обеим формам присущи единые финансово-экономические основы. Но федеральному центру в соответствии с конституционными полномочиями отводится больше прав и возможностей в решении вопросов заимствования кредитования.

Государственный кредит может осуществляться в форме гарантийных обязательств, когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, субъектам РФ, хозяйственным структурам внутри страны.

Наряду с привлечением ресурсов на общегосударственные нужды государственный кредит предусматривает также предоставление заемщикам, как правило, из бюджета, денежных средств на возвратной основе в виде бюджетных ссуд, товарного кредита, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита и в других формах. То есть, в широком понимании госкредит включает не только привлечение кредитных ресурсов, но и предоставление кредитов и ссуд за счет средств государственных денежных ресурсов. Это перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирования за счет средств госбюджета и бюджетов субъектов РФ.

Форма госкредита является внешним проявлением содержания экономических отношений, которое выражает кредит. Госкредит выступает в двух основных формах - товарной и денежной.

Товарная форма (хлебный, сахарный, автомобильный, железнодорожный займы и др.) находила широкое применение в период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Наибольшее распространение получила денежная форма государственных займов, разновидностью которой является отсрочка платежей по обязательствам. Основные формы государственных займов: - эмиссия и размещение ценных бумаг; - получение иностранных кредитов.

Формы государственных займов классифицируются по девяти основным признакам: праву эмиссии, типу размещения, категории кредиторов, форме юридического оформления займа, форме выплаты дохода по займу, срокам погашения, условиям погашения, методам размещения и наличию гарантий.

Право на эмиссию долговых ценных бумаг имеют все три уровня исполнительной власти. Но решение о привлечении кредитных ресурсов должно быть принято соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Представительный орган власти должен принимать также решения целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.

Размещение займов внутри страны и на международном рынке характеризуется емкостью, условиями и состоянием фондового рынка внутри страны и в других странах. Условия внешних заимствований прежде всего определяются стабильностью экономических преобразований в РФ.

Ссудозаемщиками могут быть как физические, так и юридические лица. Они оговариваются в условиях эмиссии ценных бумаг и могут быть представлены широким и смешанным спектром кредиторов, которые могут приобретать ценные бумаги.

В Гражданском кодексе РФ методы размещения займов предусматривают только добровольное приобретение ценных бумаг. Ранее широкое распространение имели принудительные формы государственных займов. За уклонение от принудительного займа накладывались определенные экономические санкции.

Классификация займов по форме юридического оформления включает выпуск двух основных видов ценных бумаг: облигационных и безоблигационных. В отличие от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на дополнение бюджета. Доход по казначейским обязательствам выплачивается только в виде процентов. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.