logo search
самые нормальные лекции по финансам

3.2 Финансовое право рф. Правовые основы уф рф

Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач. Предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов и отношения, в которых государство и муниципальные образования участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения.

В зависимости от субъектов финансового права отношения, регулируемые его нормами, делятся на группы:

  1. между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расходных полномочий между бюджетами РФ и налоговых полномочий между уровнями налоговой системы РФ

  2. между государственными или муниципальными финансовыми органами в ходе реализации бюджетного процесса на всех уровнях

  3. государственными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и их собственниками при формировании уставного фонда, распределении полученного предприятием дохода, распределении ответственности по обязательствам предприятия между его учредителем и самим предприятием

  4. между финансово-кредитными организациями и юридическими и физическими лицами в связи с уплатой страховых взносов и получением страхового возмещения

  5. между финансовыми, налоговыми органами и физическими лицами по поводу формирования доходной части бюджетов за счет обязательных налоговых платежей и предоставления бюджетных средств организациям в форме социальных трансфертов и социальных страховых выплат.

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности используются финансово-правовые акты.

По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты, по уровню власти – на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы – на финансово-правовые акты для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ) и правовые акты различных сфер финансовой системы.

Основной закон – Конституция РФ, в которое определяется выделение в составе бюджетной и налоговой системы РФ 3 уровней и влияет на принципы их построения.

Бюджетный Кодекс РФ регулирует финансовые отношения в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Налоговый кодекс РФ регулирует отношения по установлению, взиманию налогов и сборов, отношения в области налогового контроля и ответственности за правонарушения на территории РФ.

Также важную роль играют ФЗ («об общих принципах организации местного самоуправления», «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»).

Кроме финансового законодательства, важное место занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты. Указы содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют их разработки или основные направления деятельности жтих органов в сфере финансов (Указ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»)

Постановления Правительства РФ – правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти РФ, который обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики.

Ведомственные нормативные акты играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, осуществляя государственное правовое регулирование финансовых отношений между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Недостатки:

  1. противоречия между федеральным и региональным законодательством, например, отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ

  2. противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование

  3. наличие устаревшего законодательства

  4. нечеткие формулировки в части нормативных документов