logo
самые нормальные лекции по финансам

3.3 Органы управления финансами в рф.

К органам управления финансами, являющимися совокупностью всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, относят органы государственной власти, местного самоуправления и других участников бюджетного процесса (на макроуровне) и финансовые управления (различные организации).

При рассмотрении структуры управления финансами на федеральном уровне выделяют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Президент РФ определяет цели и задачи финансовой политики, выражая их в ежегодном послании Федеральному Собранию, подписывает законы, вносит на рассмотрение проекты финансового законодательства.

Правительство РФ ответственно за разработку и реализацию бюджетной политики РФ, составление и реализацию бюджета, разработку законов по финансовым вопросам и т.д.

Федеральное Собрание РФ рассматривает и утверждает ежегодный закон о федеральном бюджете и отчет о его исполнении, финансовые законодательные акты. Оно также заслушивает ежегодный отчет Правительства РФ об исполнении бюджета и формирует Счетную Палату, которая является контролирующим органом законодательной власти.

Министерство Финансов в настоящий момент имеет следующие задачи: оно вырабатывает единую государственную финансовую, кредитную, денежную и налоговую политики, политику в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, добычи и переработки драгоценных металлов. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», нормотворческие функции в сфере финансов выполняет Министерство Финансов, а надзорные и управленческие – федеральные службы и агентства, подчиненные министерству. Таким образом, Минфину подчинены 5 федеральных служб: Федеральная Налоговая служба, ф. служба страхового надзора, Ф. служба финансово-бюджетного надзора, Ф. служба по финансовому мониторингу, Ф. казначейство.

Функции Минфина РФ:

  1. разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основам бюджетного процесса, разграничению бюджетных полномочий между федеральными органами власти, субъектами и органам местного самоуправления

  2. разработка законов по налогообложению;

  3. разработка закона о бюджете и организация его исполнения, составление отчетности

  4. координацию бюджетной и денежно-кредитной политики

  5. управление государственным долгом РФ и эмиссия государственных ценных бумаг, а также ведение отчетности по ним.

Министерство Финансов осуществляет свою деятельность в том числе и через Ф. Казначейство, которое осуществляет краткосрочное планирование исполнения бюджетов, учитывает средства федерального бюджета, контролирует деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков, а также распределяет налоги между бюджетами различного уровня. Также при получении финансовой помощи из федерального бюджета, региональный и местный бюджеты также исполняются через федеральное казначейство.

Необходимость создания Казначейства была вызвана банковской реформой, отсутствие автоматизации безналичных расчетов и отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств, конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ. Оно осуществляет краткосрочное планирование исполнения бюджетов, учитывает средства федерального бюджета, контролирует деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков, а также распределяет налоги между бюджетами различного уровня и государственными внебюджетными фондами.

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в РФ приходно-расходные операции осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы Ф Казначейства. Также составляется оперативная, квартальная и годовая отчетность об исполнении федерального бюджета.

Также при получении финансовой помощи из федерального бюджета, региональный и местный бюджеты также исполняются через федеральное казначейство.

На региональном уровне высшие органы власти утверждают законы о введении региональных налогов, бюджете субъекта и его исполнении и т.д. Также они обладают правом законодательной инициативы по федеральным законам в области финансов. субъекты РФ самостоятельно вырабатывают финансовую политику региона, составляют проект бюджета и отчетность о его исполнении.

Аналогичны функциям федерального Министерства Финансов функции Минфинов (департаментов финансов, комитетов по финансам и бюджету и т.д.) субъектов РФ. Это: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей региона и т.д. Следует отметить, что финансовые органы субъектов РФ непосредственно не подчиняются Минфину РФ, но при этом предоставляют отчет о своей деятельности в Минфин РФ. Также в составе многих региональных органов созданы собственные казначейства.

Управление финансами на местном уровне. Исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают муниципальную финансовую политику, составляют и исполняют бюджет.