logo
самые нормальные лекции по финансам

12.3. Содержание и формы организации межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве ос­новных функциональных элементов разграничение доходов и расхо­дов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:

Разграничение расходов и доходов — это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает зако­нодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоян­ной основе конкретных видов расходов и доходов в полном размере или частично.

Базовым условием разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы является разграничение полномо­чий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления.

В РФ основы разграничения полномочий по расходам между федеральным центром и субъекта­ми РФ содержатся в:

Наделение дополнительными полномочиями может осуществляться в двух формах: передаче и делегировании полномочий.

Передача полномочий - когда полномочие государственного органа Российской Федерации (субъекта РФ) исключается из его компетенции и включается в компетенцию государственного органа субъекта РФ (органа местного самоуправления).

Делегирование полномочий предполагает предоставление государственным орга­ном Российской Федерации (субъекта РФ) принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса государственному органу субъекта РФ (органу местного самоуправления) на один раз, на определенный срок или бессрочно.

В настоящий момент механизм разграниче­ния полномочий и расходов между уровнями бюджетной систе­мы РФ находится на стадии формирования. Требуют решения проблемы закрепления в Бюджетном кодексе РФ принципов (критериев) разграничения расходов между звеньями бюджетной системы, финансирования бюджетных расходов разных уровней, связанных с выполнением полномочий, относимых к предметам совместного ведения, а также финансирования расходов, связан­ных с выполнением полномочий, передаваемых одними органа­ми власти другим.

В любом федеративном государстве процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих им расходов. В Российской Федерации процесс разграничения начался с разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ.