logo
самые нормальные лекции по финансам

14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация.

Государственный и муниципальный долг – долговые обязательства органов государственной власти и местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Классификация государственного имуниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются: экономический признака (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, их срочность, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долгэто номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится на госдолг РФ, госдолг субъектов РФ, муниципальный долг. Госдолг РФ = задолженность прошлых лет + вновь возникшая.

По срокам – краткосрочные (до года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (больше 5 лет).

В зависимости от рынка – внутренний и внешний. По российской классификации это деление зависит от валюты. По МВФ – тип кредитора.

В РФ действуют два вида бюджетной классификации долгов: в отношении внешнего и внутреннего долга. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид займа, вид ЦБ, недофинансирование из бюджета как основа признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются целевой заем, гос. внутренний заем, гос. сберегательный заем. По видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, гос. казначейские векселя. Недофинансирование из бюджета стало основой появления таких долгов, как задолженность по агропромышленному комплексу в векселях Минфина, задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва в векселях Минфина и т.д. По источникам заимствований выделяется задолженность по авалированным векселям Агропромбанку. В зависимости от вида долговой деятельности – госгарантии РФ и муниципальные гарантии. По форме долговых обязательств разделяются на кредитные соглашения и договоры, зключенные от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Гос.внеш.долг и гос.внеш.активы группируются по след.признакам:хар-р государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа.

В результате в составе долгов РФ выделяются: государственный внеш.долг, внешний долг субъекта, внеш.долг перед РФ.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.