logo
самые нормальные лекции по финансам

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

1) форма государственного устройства. Для унитарного гос-ва – более высокая степень концентрации фин.рес. в распоряжении центральных органов власти. Административно-территориальные единицы получают отчисления от регулирующих доходов. 2) особенности административно-территориального устройства 3) особый статус отдельных территориальных образований Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт­нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и соста­ве полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с феде­ральным законодательством для всех субъектов РФ устанавлива­ются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных образований законода­тельство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финан­сового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного само­управления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприя­тий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро­вание таких мероприятий за счет специальных источников, ис­пользуемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет­ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного са­моуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции. Государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уров­ней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государ­ственных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной влас­ти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты му­ниципальных образований. Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюд­жетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналого­вых доходов, а также безвозмездных перечислений. Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов. Финан­сирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государ­ственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается. Денежные накопления органов государственной власти и мест­ного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитывае­мых после завершения операций по принятым денежным обяза­тельствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подле­жат и могут использоваться на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финан­сирование дефицита бюджета. Источниками формирования государственных финансовых ре­сурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богат­ства (например, поступления от продажи земли, доходы от про­дажи нематериальных активов, доходы от реализации конфиско­ванного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою оче­редь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуп­равления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в му­ниципальную собственность.

Государственные расходы — это денежные средства, направля­емые органами государственной власти из бюджетов соответству­ющих уровней и государственных внебюджетных фондов на финан­совое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляе­мые органами местного самоуправления из бюджетов муниципаль­ных образований на решение вопросов местного значения. В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания.