logo
самые нормальные лекции по финансам

14.4 Управление государственным и муниципальным долгом.

Долг гос-ва может выступать как инструментом, так и объектом управления. В качестве инструмента управления гос. и муниципальный долг обеспечивает возможность органам говласти и местного самоуправления оказывать влияние на многие финансовые и экономические процессы (инвестиции, денежное обращение, финансовый рынок, занятость).

Когда он выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотношения между видами долговых обязательств, их структуру по срокам и доходности, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения обязательств.

В процессе управления долгом решаются следующие задачи:

- привлечение гос. и муницип. заимствований в объемах, дополняющих доходы органов госвласти и местного самоуправления до размеров, необходимых для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств.

- удержание величины долга на уровне, обеспечивающем экономической безопасности.

- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности ЦБ.

- сохранение репутации РФ как первоклассного заемщика.

- поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств.

- достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств.

-диверсификация долговых обязательств по различным параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

- координация действий федеральных органов госвласти и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Различают стратегическое и оперативное управление гос. и муниципальным долгом. Стратегическое осуществляют Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, законодательная и исполнительная власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Оперативное управление – Правительство РФ, Центробанк РФ, Внешэкономбанк, Минфин РФ.

Этапы управления:

1. Обоснование предельных объемов заимствований. Формирование программы внутренних и внешних заимствований.

2. Формируется программа эмиссии гос. и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам, уровню доходности, ограничениям на владельцев.

3. Размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговым рынке.

4. Проведение мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов.

5. Исполнение первоначальных графиков платежей по обслуживанию и погашению долгов.

Итак, под управлением государственным и муниципальным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию новых заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

Эффективность управления гос. и муниципальным долгом – степень достижения основных параметров долга и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Методы управления бывают административными: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и т.д. А также рыночные: реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, его обмен и т.д.

Реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих госдолг, с их заменой иными долговыми обязательствами, на других условиях обслуживания и погашения.

Конверсия – изменение доходности. Консолидация – увеличение сроков функционирования займов. Унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. Рефинансирование – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов.

Создание единой системы управления госдолгом позволит:

- оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень доходности ЦБ.

- минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранных валют и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость гос. заимствований.

- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание госдолга.

- своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внешними и внутренними кредиторами.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом — переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.