9.3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм
Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.
Некоммерческие организации создаются с правами юридического лица. Исключение составляют лишь общественные и религиозные организации, которые могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Приобретение прав юридического лица позволяет организациям защищать свои имущественные права и интересы, а также пользоваться налоговыми и прочими льготами.
В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на организации, имеющие и не имеющие членство. К первой группе относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Во вторую группу входят фонды и автономные некоммерческие организации.
Некоммерческие организации делятся на те, учредители, участники или члены которых могут иметь имущественные права в отношении организации либо не иметь их. К первым относятся потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, ко вторым - общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации. Эта особенность влияет на порядок формирования и использования имущества организаций разных организационно-правовых форм.
Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от них основной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников. Это обусловливает возможность распределения доходов от предпринимательской деятельности между членами кооператива и осуществления кооперативных выплат. Некоммерческие организации иных организационно-правовых форм не имеют права распределять прибыль между участниками.
Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, определенные законодательством, единые:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ;
другие, не запрещенные законом поступления.
Однако состав источников и их соотношение неодинаково для организаций различных организационно-правовых форм.
Источниками формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являются:
Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой организации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.
Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Вступительные взносы предназначены для первоначального накопления основных и оборотных средств. Членские взносы служат для покрытия расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из некоммерческой организации.
Паевые взносы одни из основных источников формирования имущества потребительских кооперативов. Осуществляются деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия из кооператива.
3. Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юридических лиц и от физических лиц для осуществления уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.
Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты. Под грантом понимаются целевые средства, предоставленные безвозмездно благотворительными организациями в денежной или натуральной форме на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Средства, поступающие по договору гранта, являются собственностью некоммерческой организации и могут использоваться только на цели, предусмотренные договором. Средства, используемые не по назначению, подлежат взысканию в доход бюджета.
Бюджетные ассигнования. Выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Выделение этих средств из бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на соответствующий финансовый год. Бюджетные средства могут предоставляться либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования могут являться источниками доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений. Ассигнования выделяются на финансирование проектов и программ, в выполнении которых принимают участие некоммерческие организации.
6. Доходы от предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. Состав видов деятельности различен в организациях разных организационно-правовых форм. Так, общественные организации (объединения) могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия, заниматься издательской деятельностью. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т.д.
Законодательством ограничены права на осуществление некоторыми некоммерческими организациями предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Так, профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учрежденные ими организации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только на реализацию уставных целей и задач организации.
Некоммерческие организации могут использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительного дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д.
Дополнительно некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источники формирования финансовых ресурсов, обусловленные уставными целями их деятельности.
Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей.
Выделяются следующие группы расходов:
1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.
2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам фанта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.
Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.
3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.
Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.
Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги). При обложении налогом на добавленную стоимость некоммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям (освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; реализация предметов религиозного назначения, и др).
В некоторых некоммерческих организациях (например, потребительских кооперативах) после уплаты налогов в бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут быть направлены на создание различных фондов. Потребительские кооперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд.
- Финансы и финансовая система
- 1.1 Дайте определение финансам, укажите их специфические черты
- Дайте характеристику распределительной и воспроизводственной концепции финансов
- Что является объектом распределительной функции финансов?
- Каково содержание контрольной функции финансов?
- 1.2 Что такое финансовые ресурсы?
- Правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых фондов в сфере государственных и муниципальных финансов.
- 1.3 Дайте определение финансовой системы.
- Какие новые элементы финансовой системы появились в условиях рыночных преобразований в нашей стране?
- Финансовая политика
- 2.1 Содержание и значение Фп
- Критерии классификации финансовой политики.
- Факторы, влияющие на результативность финансовой политики.
- 2.2 Фп рф на совр.Этапе
- 2.3 Финансовый механизм.
- Виды, формы и методы финансового механизма.
- Количественное и качественное воздействие фм
- Условия эффективности фм
- Управление финансами
- 3.1 Необходимость и содержание уф Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- 3.2 Финансовое право рф. Правовые основы уф рф
- 3.3 Органы управления финансами в рф.
- Управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях.
- Финансовое планирование и прогнозирование
- 4.1 Необходимость, содержание и задачи фп
- 4.2. ФПрогноз., его содержание и значение
- 4.3.2Специфические методы финансового прогнозирования.
- 4.3.1 Этапы и методы финансового планирования.
- 4.4 Виды финансовых планов и прогнозов, их характеристика
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов
- 5.1Содержание финансового регулирования, его формы и методы
- 1) Методы финансового регулирования отраслевых пропорций
- 2) Методы финансового регулирования территориальных пропорций
- 3) Методы финансового регулирования социальной структуры общества
- 5.2 Влияние финансов на эк-ку
- Финансовые инструменты борьбы с монополизмом производителей.
- 5.3 Финансовое регулирование социальных процессов
- Основные направления финансового регулирования социальных процессов.
- Финансовый контроль (фк)
- 6.1Содержание финансового контроля (фк), его цели и задачи?
- 6.2 Характеристика видов, форм и методов фк
- Негосударственный финансовый контроль
- 6.3Огранизационно-правовые основы фк в рф
- 6.4 Пути совершенствования фк в рф
- Общая характеристика финансов коммерческих организаций
- 7.1 Особенности финансов коммерч.Орг-ций и факторы, их определяющие
- С работниками организации:
- 7.2 Источники и виды финансовых ресурсов коммерческой организации.
- Виды финансовых ресурсов коммерческой организации.
- Денежные доходы ко:
- Денежные накопления:
- Денежные поступления:
- 7.3 Направления использования фин.Ресурсов
- Вложения не в собственные активы:
- 7.4 Особенности управления финансами ко
- Финансы профессиональных участников рынка
- 8.1 Особенности финансов кредитных организаций?
- Охарактеризуйте финансовые отношения, возникающие у кредитных организаций с государством, гражданами и различными субъектами хозяйствования:
- 8.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций
- Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций обусловлены:
- 8.3 Финансы страховых организаций?
- Особенности организации финансов страховых организаций
- Что можно отнести к особенностям финансов инвестиционных фондов?
- 8.4 Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка.
- Финансы некоммерческих организаций
- 9.1. Содержание финансов некоммерческих организаций
- Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований:
- 9.2. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
- 9.3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм
- 9.4. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
- 10 Финансы индивидуальных предпринимателей.
- 10.1. Формирование и использование финансовых ресурсов инд. Предпр-лей.
- 10.2. Особенности налогообложения и. П.
- Общий порядок налогообложения
- Специальные налоговые режимы.
- Контроль за и. П.
- 10.3. Государственная финансовая поддержка и. П.
- 11. Содержание и организация государственных и муниципальных финансов.
- 11.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
- На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.
- Какие федеральные законодательные акты регулируют формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления?
- 11.2. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне
- 11.3. Особенности организации муниципальных финансов
- Бюджетная классификация.
- Мобильность бюджетного фонда
- 12.2. Бюджетная система государства, принципы ее построения
- Бюджетная система рф
- Принципы бюджетной системы рф
- Законодательные акты регулирующие, определяющие бюджет
- Реформирование бюджетной системы рф
- 12.3. Содержание и формы организации межбюджетных отношений
- Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы рф:
- Межбюджетные трансферты
- Взаимные расчеты
- Бюджетные компенсации
- Фонды межбюджетного регулирования в рф (5)
- 12. 4. Характеристика доходов бюджетов разных уровней
- Принципы организации системы доходов бюджета :
- Виды доходов бюджета
- Налоговые доходы
- Неналоговые доходы
- Доходы целевых бюджетных фондов
- Классификация бюджетных доходов
- Доходы бюджетов разных уровней
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- 12.5. Состав расходов бюджетов разных уровней
- Группировка расходов бюджета
- Распределение бюджетных расходов по уровням бюджетной системы
- Резервные фонды
- 13. Бюджетный процесс в рф
- 13.1. Основы организации бюджетного процесса
- Разграничиваются функции участников бюджетного процесса
- 13.2 Составление, рассмотрение, утверждение бюджетов
- 13.3. Исполнение бюджетов
- 14. Государственные и муниципальные заимствования.
- 14.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
- 14.2 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.
- 14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация.
- 14.4 Управление государственным и муниципальным долгом.
- Способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам.
- Преимущества перехода к единой системе управления внешним и внутренним государственным долгом
- 15 Государственные социальные внебюджетные фонды
- 15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий.
- 15.2 Понятие внебюджетных фондов, их состав. Характеристика внебюджетных фондов социального назначения.
- Какие изменения произошли в 2001 году в механизме функционирования Пенсионного Фонда рф?
- Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы.
- 15.4 Фонд социального страхования.
- Укажите финансовые механизмы, соответствующие двум моделям социальной защиты
- Принципы социального страхования, его организация в рф
- 15.5 Фонд обязательного медицинского страхования.