logo
самые нормальные лекции по финансам

15.2 Понятие внебюджетных фондов, их состав. Характеристика внебюджетных фондов социального назначения.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность фи­нансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государ­ственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формиро­вания и используются в соответствии с целевым назначением.

Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов.

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и ис­пользования средств и т. п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целе­вому назначению и т. п.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают: социальные (для финансирования социальных расходов —выплаты пенсий, пособий и т.п.); экономические (для обеспечения строительства жилья, до­рог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным уст­ройством страны): федеральные; региональные; местные.

В качестве основного признака, характерного для внебюд­жетных фондов и отличающего их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет их сос­тав доходов и направления расходования средств, соответствую­щие названию фонда.

В настоящее время в России в составе государственных фи­нансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функцио­нируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение по возрасту {Пенсионный фонд Российской Федерации); социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей (Фонд социального страхования Российской Федерации); охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи {фонды обяза­тельного медицинского страхования).

Бюджетный кодекс определяет внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюд­жета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназна­ченный для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обес­печение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

К доходам государственных социальных внебюджетных фон­дов относятся: обязательные платежи (специальные целевые налоги и стра­ховые взносы, установленные налоговым законодательством для того или иного фонда); другие доходы (бюджетные средства; доходы, полученные от размещения временно свободных средств; добровольные взносы физических и юридических лиц; прочие источники, не запрещенные законодательством).

Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый соци­альный налог. Единый социальный налог зачисляется в доходы федерально­го бюджета (часть из них затем направляется в бюджет Пенсион­ного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы государственных внебюджетных фондов. Направления расходования средств, поступающих во внебюд­жетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов они могут направляться на содержание органов управления фондом, на ин­вестиционную деятельность и т.п.

Порядок формирования и использования внебюджетных фондов в России регулируется налоговым и бюджетным законодатель­ством. Одним из основных правовых ак­тов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов является Бюджетный кодекс РФ, в котором определяют­ся их правовой статус, место в бюджетной системе, порядок сос­тавления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также основы контро­ля за их исполнением1.

Бюджеты госу­дарственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В законе о бюджете фонда утверж­даются общий объем доходов, их состав и структура, направле­ния расходования средств.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся фи­нансово-кредитными учреждениями, деятельность которых регу­лируется утвержденными положениями (или уставами)

Перечислите, какие государственные внебюджетные фонды функционируют в настоящее время в РФ

Пенсионный, обязательного мед.страхования, соц.страх

Какие правовые акты регулируют деятельность государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации?

Бюджетный кодекс, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»,

Назовите основные виды доходов государственных социальных внебюджетных фондов в РФ

1) обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, установленные налоговым законодательством для того или иного фонда) 2) другие виды: - бюджетные средства; - доходы от размещения временно свободных ден.средств; - добровольные взносы физ.и юр.лиц; - прочие источники

15.3 Пенсионный фонд РФ: экономические и правовые основы его функционирования. Пенсионная реформа. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе пенсионного обеспечения.

ПФ РФ — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида соци­ального риска — утраты заработка (или другого постоянного дохо­да) вследствие потери трудоспособности при наступлении старос­ти, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся — длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

ПФ РФ является государ­ственным социальным внебюджетным фондом, средства которо­го не входят в состав федерального бюджета, не могут использо­ваться на другие цели и изъятию не подлежат.

В соответствии с проводимой в России реформой пенсионно­го обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направления расходования средств этого фонда.

Этапы пенсионной реформы:

I) Начало пенсионной реформы принято относить к 1995 г., ког­да была разработана и принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, предусматривающая формирование двухуровне­вой системы государственных пенсионных выплат: базовой пен­сии, предоставляемой независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудос­пособности, и трудовой, или страховой, пенсии, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка. По­мимо этого были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенси­онных систем, введение солидарной материальной ответствен­ности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонификация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и некоторые другие мероприятия.

За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концеп­ции был реализован, в частности осуществлен переход на персо­нифицированный учет страховых взносов и новый порядок ис­числения и увеличения государственных пенсий на основе инди­видуального коэффициента пенсионера.

II) Программой пенсионной реформы в РФ предлагалось поэтапное введение накопи­тельного метода финансирования выплаты государственных пен­сий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчис­ление трудовых пенсий должно производиться из суммы упла­ченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реализованы, в том числе и из-за финансового кризиса 1998 г.

III) Поэтому в 2001 г. был принят модифицированный вариант Прог­раммы, одобренный Правительством РФ 17 апреля 2001 г. Тогда же был принят пакет законов, определяющих но­вый порядок пенсионного обеспечения в РФ, который существенно изменил и механизм функционирова­ния ПФ РФ.

Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхова­нию и государственному пенсионному обеспечению осуществля­ется Пенсионным фондом РФ с разграниче­нием источников, за счет которых финансируются данные вып­латы.

Доходы и расходы ПФ РФ можно условно разделить на следующие части, связанные с: функционированием обязательного пенсионного страхо­вания; государственным пенсионным обеспечением; дополнительным пенсионным обеспечением.

В настоящее время доходы ПФ РФ формируются за счет следующих источников: отчислений от единого социального налога (более 43% в общем объеме доходов); отчислений от единого налога по специальным режимам на­логообложения; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; (более 45% об­щего объема доходов); страховых взносов по дополнительному тарифу для работода­телей — организаций, использующих труд членов летных экипа­жей воздушных судов гражданской авиации; доходов от размещения сумм страховых взносов на накопи­тельную часть трудовой пенсии; средств федерального бюджета; добровольных взносов физических лиц и организаций; доходов от размещения (инвестирования) временно свобод­ных средств обязательного пенсионного страхования; сумм пеней и иных финансовых санкций; других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Расходы ПФ РФ можно раз­делить на следующие группы: по обязательному пенсионному страхованию (89%); по государственному пенсионному обеспечению (более 6%); на дополнительное пенсионное обеспечение; на финансовое и материально-техническое обеспечение де­ятельности фонда; прочие расходы.

Управление Пенсионным фондом РФ. Для оперативного управления средствами Пенсионного фонды РФ создана организация с одноименным названием — Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой структурой управления, отражающая особенности России как федеративного государства: на федеральном уровне центральный аппарат, представлен­ный Правлением и его постоянно действующим исполнитель­ным органом - исполнительной дирекцией; на региональном уровнерегиональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов РФ; на местном уровне — районные управления и отделы Пенси­онного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ. Региональные отделе­ния в своей деятельности подчиняются исполнительной дирек­ции, руководствуясь решениями Правления Фонда; управления и отделы — региональному отделению. В настоящее время региональные отделения Пенсионного фонда РФ делятся на два вида:

К началу 2000 г. единые пенсионные службы были соз­даны на территории 22 субъектов РФ, из ко­торых 14 полностью функционировали в условиях Единой пен­сионной службы, 8 — на уровне отдельных районов и городов. Единая пенсионная служба, соединив функции сбора, аккумуля­ции страховых взносов и финансирования расходов на выплату государственных пенсий с функциями назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в одной организационной структуре, обеспе­чила переход от многозвенной к двухзвенной системе управления финансовыми ресурсами. Преимущества такой модели организа­ции финансовых потоков сделали объективной необходимостью формирование Единой пенсионной службы на всей территории России.