4.3.1 Этапы и методы финансового планирования.
Этапы:
1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;
2) расчет плановых показателей;
3) составление финансового плана как документа.
На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.
В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
вертикальный анализ, в результате которого определяютсяструктура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основеретроспективного анализа можно прогнозировать финансовыепоказатели на будущее);
факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.
На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.
Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.
В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:
экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей наотносительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальныхприкидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планированиеведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым длярасчетов периодом;
нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-
бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования,предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того,нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФдолжно базироваться на основе минимальных государственныхсоциальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основахрасчета минимальной бюджетной обеспеченности;
индексный. Предполагает широкое использование системыразнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночныхотношений, наличием инфляционных процессов. В настоящеевремя применяются индексы динамики экономических объектов(физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор(коэффициент пересчета в неизменные цены);
программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всегомежотраслевых, межтерриториальных принципиально новыхпроблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целеваяпрограмма рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевыхпрограмм в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
на микроэкономическом уровне: минимум приведенныхзатрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени наоборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.
- Финансы и финансовая система
- 1.1 Дайте определение финансам, укажите их специфические черты
- Дайте характеристику распределительной и воспроизводственной концепции финансов
- Что является объектом распределительной функции финансов?
- Каково содержание контрольной функции финансов?
- 1.2 Что такое финансовые ресурсы?
- Правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых фондов в сфере государственных и муниципальных финансов.
- 1.3 Дайте определение финансовой системы.
- Какие новые элементы финансовой системы появились в условиях рыночных преобразований в нашей стране?
- Финансовая политика
- 2.1 Содержание и значение Фп
- Критерии классификации финансовой политики.
- Факторы, влияющие на результативность финансовой политики.
- 2.2 Фп рф на совр.Этапе
- 2.3 Финансовый механизм.
- Виды, формы и методы финансового механизма.
- Количественное и качественное воздействие фм
- Условия эффективности фм
- Управление финансами
- 3.1 Необходимость и содержание уф Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- 3.2 Финансовое право рф. Правовые основы уф рф
- 3.3 Органы управления финансами в рф.
- Управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях.
- Финансовое планирование и прогнозирование
- 4.1 Необходимость, содержание и задачи фп
- 4.2. ФПрогноз., его содержание и значение
- 4.3.2Специфические методы финансового прогнозирования.
- 4.3.1 Этапы и методы финансового планирования.
- 4.4 Виды финансовых планов и прогнозов, их характеристика
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов
- 5.1Содержание финансового регулирования, его формы и методы
- 1) Методы финансового регулирования отраслевых пропорций
- 2) Методы финансового регулирования территориальных пропорций
- 3) Методы финансового регулирования социальной структуры общества
- 5.2 Влияние финансов на эк-ку
- Финансовые инструменты борьбы с монополизмом производителей.
- 5.3 Финансовое регулирование социальных процессов
- Основные направления финансового регулирования социальных процессов.
- Финансовый контроль (фк)
- 6.1Содержание финансового контроля (фк), его цели и задачи?
- 6.2 Характеристика видов, форм и методов фк
- Негосударственный финансовый контроль
- 6.3Огранизационно-правовые основы фк в рф
- 6.4 Пути совершенствования фк в рф
- Общая характеристика финансов коммерческих организаций
- 7.1 Особенности финансов коммерч.Орг-ций и факторы, их определяющие
- С работниками организации:
- 7.2 Источники и виды финансовых ресурсов коммерческой организации.
- Виды финансовых ресурсов коммерческой организации.
- Денежные доходы ко:
- Денежные накопления:
- Денежные поступления:
- 7.3 Направления использования фин.Ресурсов
- Вложения не в собственные активы:
- 7.4 Особенности управления финансами ко
- Финансы профессиональных участников рынка
- 8.1 Особенности финансов кредитных организаций?
- Охарактеризуйте финансовые отношения, возникающие у кредитных организаций с государством, гражданами и различными субъектами хозяйствования:
- 8.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций
- Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций обусловлены:
- 8.3 Финансы страховых организаций?
- Особенности организации финансов страховых организаций
- Что можно отнести к особенностям финансов инвестиционных фондов?
- 8.4 Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка.
- Финансы некоммерческих организаций
- 9.1. Содержание финансов некоммерческих организаций
- Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований:
- 9.2. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
- 9.3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм
- 9.4. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
- 10 Финансы индивидуальных предпринимателей.
- 10.1. Формирование и использование финансовых ресурсов инд. Предпр-лей.
- 10.2. Особенности налогообложения и. П.
- Общий порядок налогообложения
- Специальные налоговые режимы.
- Контроль за и. П.
- 10.3. Государственная финансовая поддержка и. П.
- 11. Содержание и организация государственных и муниципальных финансов.
- 11.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
- На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.
- Какие федеральные законодательные акты регулируют формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления?
- 11.2. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне
- 11.3. Особенности организации муниципальных финансов
- Бюджетная классификация.
- Мобильность бюджетного фонда
- 12.2. Бюджетная система государства, принципы ее построения
- Бюджетная система рф
- Принципы бюджетной системы рф
- Законодательные акты регулирующие, определяющие бюджет
- Реформирование бюджетной системы рф
- 12.3. Содержание и формы организации межбюджетных отношений
- Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы рф:
- Межбюджетные трансферты
- Взаимные расчеты
- Бюджетные компенсации
- Фонды межбюджетного регулирования в рф (5)
- 12. 4. Характеристика доходов бюджетов разных уровней
- Принципы организации системы доходов бюджета :
- Виды доходов бюджета
- Налоговые доходы
- Неналоговые доходы
- Доходы целевых бюджетных фондов
- Классификация бюджетных доходов
- Доходы бюджетов разных уровней
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- 12.5. Состав расходов бюджетов разных уровней
- Группировка расходов бюджета
- Распределение бюджетных расходов по уровням бюджетной системы
- Резервные фонды
- 13. Бюджетный процесс в рф
- 13.1. Основы организации бюджетного процесса
- Разграничиваются функции участников бюджетного процесса
- 13.2 Составление, рассмотрение, утверждение бюджетов
- 13.3. Исполнение бюджетов
- 14. Государственные и муниципальные заимствования.
- 14.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
- 14.2 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.
- 14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация.
- 14.4 Управление государственным и муниципальным долгом.
- Способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам.
- Преимущества перехода к единой системе управления внешним и внутренним государственным долгом
- 15 Государственные социальные внебюджетные фонды
- 15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий.
- 15.2 Понятие внебюджетных фондов, их состав. Характеристика внебюджетных фондов социального назначения.
- Какие изменения произошли в 2001 году в механизме функционирования Пенсионного Фонда рф?
- Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы.
- 15.4 Фонд социального страхования.
- Укажите финансовые механизмы, соответствующие двум моделям социальной защиты
- Принципы социального страхования, его организация в рф
- 15.5 Фонд обязательного медицинского страхования.