logo
самые нормальные лекции по финансам

9.4. Особенности управления финансами некоммерческих организаций

Управление финансами нек. орг. включает: финансовое планирование, оперативное управление и фи­нансовый контроль.

Специфика нек. орг., связанная с основной целью их деятельности, опреде­ляет особенности функционирования отдельных элементов сис­темы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования нек. орг. различается в зависимости от их организационно-право­вых форм:

При составлении финансовых планов нек. орг. всех организационно-правовых форм применяются ме­тоды финансового планирования: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях – обяз-ть исп-ия норм и нормативов, установлен­ных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установ­ленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами нек. орг. - анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленчес­ких решений по выполнению целей и задач деятель­ности организации. Получаемая в ходе анализа информация слу­жит основанием для внесения изменений в финансовые планы нек. орг.. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов:

Организация финансового контроля различается в органи­зациях разных организационно-правовых форм. Государственно­му финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учрежде­ний, в то время как в некоммерческих организациях иных орга­низационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организаци­ей налоговых обязательств и целевого и эффективного использо­вания бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансо­вого контроля как внутреннего, так и внешнего. Предваритель­ный контроль осуществляется главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств и финансо­выми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. Контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соот­ветствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится бухгалтерскими и финансовыми службами бюд­жетных учреждений и органами, осуществляющими испол­нение бюджетов. Последующий контроль ис­полнения сметы доходов и расходов проводится главными распо­рядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля. При этом проверяются законность и целевой характер ис­пользования бюджетных средств в соответствии с утвержденны­ми сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей. Основные методы последующего финансового контроля: проверка, ре­визия, анализ финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством.

Финансово-хозяйственная деятельность нек. орг. иных организацион­но-правовых форм может стать объектом аудиторского контроля. Зак-во РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для нек. орг., но аудиторская проверка может быть произве­дена по инициативе руководителя с целью получения информа­ции о результатах финансово-хозяйственной деятельности орга­низации для принятия управленческих решений.

С развитием рыночных отношений

Механизм управления фи­нансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расхо­дов учреждений и оперативного управления их финансовыми ре­сурсами. Суть реформирования бюджетного про­цесса заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем по­вышения ответственности и расширения самостоятельности рас­порядителей и получателей бюджетных средств.Центральное место в системе мер по реформированию бюд­жетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, предполагающая распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюд­жетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в со­ответствии со среднесрочными приоритетами социально-эконо­мической политики и в пределах прогнозируемых на долгосроч­ную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель пред­полагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджет­ных расходов бюджетополучателями.

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений - реструктуризаци­я бюджетного сектора экономики - преобразование части конкурентоспособных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые фор­мы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципаль­ные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы еще не предусмотрены граждан­ским законодательством. Преобразованные организации, собственником которых ос­танутся органы государственной власти и органы местного само­управления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контро­ля. Изменение организационно-правовой формы означает изменения принципов предоставления бюд­жетных средств(отказ от использ-ия сметы дох-в и расх-в и переход к составл-ию фин. плана)

При этом бюджетные учреждения, не поменявшие свой правовой статус, будут финансироваться только за счет бюдж. средств на основе принципов сметно­го финанс-ия.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоя­тельности организаций, а с другой — обеспечение надежной ос­новы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.