logo search
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Экономико-финансовые основы страхования

Страхование является особым видом экономических отношений, поэтому экономико-финансовые основы деятельности страховой компании отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия касаются прежде всего вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика.

Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами.

Финансы страховой компании[3]

На рисунке представлена схема формирования и использования финансов страховой компании.

Основными источниками формирования финансов страховой компании являются:

Собственный капитал

Страховая премия

Доход от инвестиционной деятельности

Собственные средства страховой компании формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли. Характерным для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, как в России, так и за рубежом, законодательно устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. На первых этапах развития рынка страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний были занижены, что привело к созданию большого количества мелких страховых компаний. В настоящее время законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн руб. для профессиональных перестраховщиков.

Во всех случаях максимальная ответственность по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика.

Одним из главных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятых обязательств. Страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность или свободные активы страховщика. Из этого следует, что должно соблюдаться условие:

А—О > Н,

где

А — фактический размер активов страховщика, руб.;

О — фактический объем обязательств страховщика, руб.;

Н — нормативный (то есть минимально допустимый) размер превышения активов страховщика над его обязательствами, руб.

При этом под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами. Обязательства включают в себя страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность.

Методика расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков установлена ФССН. Расчеты по этой методике представляются государственному органу по надзору за страховой деятельностью одновременно с представлением финансовой отчетности. Если фактический размер свободных активов страховщика менее нормативного, он обязан принять меры к оздоровлению финансового положения.

237. Проведение инвестиционной деятельности.

Характер движения финансовых ресурсов в страховании ведет к тому, что в распоряжении страховщика в течение некоторого срока оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Инвестирование страховщиком таких временно свободных средств должно достаточно жестко регулироваться со стороны государства, поскольку страхователи лишены возможности контролировать, насколько умело страховая компания сумеет распорядиться предоставленными ей средствами и не поставит ли она под угрозу выполнение обязательств по договорам страхования.

Страховщики превращают пассивные денежные средства, полученные от различных владельцев полисов, в активный капитал, действующий на рынке. С точки зрения инвестиционных возможностей резервы по долгосрочному страхованию жизни обладают наибольшей привлекательностью, т.к. находятся в распоряжении страховщика в течение длительного времени. Доход от инвестиций складывается из % по банковским вкладам, дивидендов по акциям, доходов по ц/б, недвижимости и т.д. инвестиционный доход является важным источником доходов для страховых компаний. За счет этого источника страховщик гарантирует бонусы своим клиентам. В странах с развитым фондовым рынком инвестиционный доход по некоторым видам страхования позволяет перекрыть отрицательный результат по страховым операциям.

238. Принципы инвестирования временно свободных средств страховщика.

Характер движения финансовых ресурсов в страховании ведет к тому, что в распоряжении страховщика в течение некоторого срока оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Инвестирование страховщиком таких временно свободных средств должно достаточно жестко регулироваться со стороны государства, поскольку страхователи лишены возможности контролировать, насколько умело страховая компания сумеет распорядиться предоставленными ей средствами и не поставит ли она под угрозу выполнение обязательств по договорам страхования.

Размещение страховщиком временно свободных средств помимо норм закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» регулируется еще положениями ФЗ «О страховании». Согласно этому закону размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Данные принципы являются общепризнанными в мировой практике.

Принцип возвратности в полной мере распространяется как на активы, покрывающие страховые резервы, так и на свободные активы. Данный принцип подразумевает наиболее надежное размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.

Принцип ликвидности гласит: общая структура вложений должна быть такова, чтобы в любое время были в наличии ликвидные средства и капитальные вложения, легко обращаемые в ликвидные средства. Иными словами, страховая компания должна в любой момент времени иметь в наличии сумму средств, обеспечивающую выплату страхователям оговоренных договором сумм в пределах установленных сроков.

Принцип диверсификации вложений служит распределению инвестиционных рисков, которые преследуют каждого инвестора, на различные виды вложений и тем самым большей устойчивости инвестиционного портфеля страховщика. Структура вложений капитала не должна быть однобокой, не должна допускаться региональная концентрация капитала, необходимо избегать вложений средств в направлении одного дебитора.

Принцип прибыльности вложений гласит: активы должны размещаться при обеспечении названных выше принципов с учетом ситуации на рынке капиталовложений и при этом приносить постоянный и достаточно высокий доход. Другими словами, страховщики в своей инвестиционной деятельности при управлении средствами страховых резервов должны обеспечивать высокую рентабельность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение времени инвестирования, и в случае необходимости иметь возможность легко и быстро реализовывать размещенные активы.

Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие страховых резервов:

-гос ц/б РФ;

-гос ц/б СРФ;

-муниципальные ц/б;

-векселя банков;

-акции;

-облигации;

-жилищные сертификаты;

-инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

-банковские вклады;

-доли в уставном капитале ООО;

-недвижимое имущество;

-денежная наличность;

-денежные средства на счетах в банках;

-иностранная валюта на счетах в банках;

-слитки золота и серебра и др.

239. Имущественное страхование (морское, авиационное, грузов и т.д.)

ГКРФ подразделяет имущественное страхование на 3 подотрасли по видам рисков, от которых могут быть застрахованы имущественные интересы:

1. риск утраты, недостачи или повреждения имущества;

2. риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности;

3. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или за риск изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск.

Классификация по объекту имущества:

1. страхование наземного транспорта – предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения или уничтожения наземного транспортного средства.

2. страхование средств воздушного транспорта - предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, вследствие повреждения или уничтожения средства воздушного транспорта, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование и т.д.

3. страхование средств водного транспорта – предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения средства водного транспорта, включая моторы, такелаж, внутреннюю отделку, оборудование и др.

4. страхование грузов - предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения груза независимо от способа его транспортировки.

5. страхование финансовых рисков предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) застрахованного лица, вызванных след событиями:

-остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий;

-потеря работы;

-банкротство;

-валютные риски;

-непредвиденные расходы;

-неисполнение договорных обязательств контрагентом;

-судебные расходы; и др.

6. специфическое имущественное страхование предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом, вследствие повреждения или уничтожения имущества, не попадающего под перечисленные выше виды страхования имущества.

240. Страхование ответственности, страхо-вание профессиональной ответственно-сти, страхование гражданской ответ-ственности владельцев средств транс-порта, страхование ответственности перевозчиков.

Суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем третьему лицу или группе лиц.

Страхование профессиональной ответственности – страхуют свою профессиональную ответственность в основном лица таких профессий как врачи, архитекторы, адвокаты, нотариусы и т.д., т.е. лица, чья ответственность, как правило, не застрахована в рамках ответственности предприятия. Застрахованными могут быть как физ., так и юр. лица.

Страхование профессиональной ответственности осуществляется на случай возникновения каких-либо упущений, недосмотров, неосторожности и т.д. профессионального лица. Естественно при этом подразумевается, что это лицо обладает необходимой компетенцией для занятия данным видом деятельности и относится к своим обязанностям добросовестно, исполняя все требования, предъявляемые к данной профессии. В зависимости от рода деятельности лица определенной профессии может быть нанесен ущерб здоровью, материальный или финансовый.

При страховании профессиональной ответственности необходимо учитывать не только различие в рисках, но также и то, на что нацелена деятельность профессионального лица: на предоставление необходимых средств (врачи, адвокаты и др.) или достижение результата (архитекторы, конструкторы и др.)

Страхование автогражданской ответственности застрахованными по этому договору могут быть юр. и физ. лица, являющиеся владельцами транспортных средств. По этому договору страховщик обязуется за обусловленную договором страхования плату )страховую премия) при наступлении события, предусмотренного в договоре страхования (страхового случая), выплатить страховое возмещение в размере причиненного страхователем (застрахованным лицом) вреда потерпевшим лицам, но не более страховой суммы, установленной в договоре страхования.

Страховым случаем по этому договору страхования признается причинение лицом, ответственность которого застрахована, вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц транспортным средством, указанным в договоре страхования, в результате ДТП, произошедшего в течение срока страхования, повлекшее основанные на законе требования потерпевших лиц о возмещении вреда.

Страхование гражданской ответственности перевозчика.

Перевозчик – транспортное предприятие, которое осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров на основании заключенного договора или иного перевозочного документа. Ответственность перевозчика – мера принудительного имущественного воздействия, применяемая на основе законодательства к перевозчику, нарушившему договорные правила и условия перевозки, которая выражается в возмещении потерпевшему нанесенного ущерба. Выделяют:

-страхование ответственности автоперевозчика;

-страхование ответственности авиаперевозчика;

-страхование ответственности владельцев аэропортов;

-страхование ответственности судовладельцев.

241. Личное страхование.

Личное страхование – форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности, здоровью.

Классификация личного страхования:

1). По объему риска:

-страхование на случай дожития или смерти;

-страхование на случай инвалидности или недееспособности;

-страхование медицинских расходов.

2). По виду личного страхования:

-страхование жизни;

-страхование от несчастных случаев.

3). По количеству лиц, указанных в договоре:

-индивидуальное страхование;

-коллективное страхование.

4). По длительности страхового обеспечения:

-краткосрочное (менее года);

-среднесрочное (1-5лет);

-долгосрочное (6-15лет).

5). По форме выплаты страхового обеспечения:

-с единовременной выплатой страховой суммы;

-с выплатой страховой суммы в форме ренты.

6). По форме уплаты страховых премий:

-страхование с уплатой единовременных премий;

-страхование с ежегодной уплатой премий;

-страхование с ежемесячной уплатой премий.

Страхование жизни оформляется договором, по которому страховщик берет на себя обязательство посредством получения им страховых премий, уплачиваемых страхователем, выплатить обусловленную страховую сумму, если в течение срока действия страхования произойдет предусмотренный страховой случай в жизни застрахованного. Страховым случаем считается смерть или продолжающаяся жизнь (дожитие) застрахованного.

Смешанное страхование жизни – комбинация страхования на случай жизни и случай смерти. Преимущество в том, что застрахованным предлагается за меньшую цену заключить договор о покрытии риска и обеспечении сбережений с помощью одного единственного полиса.

Страхование от несчастных случаев обеспечивает риск того, что определенное лицо физически пострадает от несчастного случая. Критерии отбора несчастных случаев: субъективный риск, профессия, возраст и т.п.

Медицинское страхование предусматривает обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных его обращением в мед учреждения за мед услугами, включенными в программу медицинского страхования.

242. Страховой рынок России.

Система рыночных отношений в сфере страхования существует в России более 8 лет. За этот период становление рынка страховых услуг характеризуется высокими темпами развития. Характерной чертой последних лет стало превышение темпов роста страховых поступлений над уровнем потребительских цен. В общественное сознание все активнее внедряется мысль о необходимости страхования как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Складывается экономическое пространство для деятельности страховщиков, призванных обеспечить необходимые гарантии от факторов риска. В России в настоящее время формируется цивилизованный страховой рынок, регулируемый государством. Образуются и начинают действовать сотни новых страховых компаний, предлагающих широкий перечень страховых услуг. Процесс этот идет однако мучительно, трудно и далеко не однозначно. Формирование страхового рынка в России носит в значительной мере стихийный характер, и во многих случаях защита прав и интересов страхователей не обеспечена должным образом.

По характеру страховых операций все фирмы, действующие на страховом рынке, можно разделить на 2 группы. 1 – страховщики, которые ориентируются на проведение едва ли не всех видов страхования. 2 – страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций.

Наиболее распространенными видами страхования в России являются: страхование имущества, грузов, от несчастных случаев и болезней, страхование жизни, средств наземного транспорта, медицинское страхование.

Характерной особенностью российского страхового рынка является существенное превышение величины собранной премии над объемом выплат – средний уровень выплат составляет около 70%. Хотя за последнее время эта цифра выросла, пока она не сопоставима с общемировым уровнем – 90% и выше.

В деятельности многих страховых обществ России выявились отрицательные стороны: чрезмерная коммерциализация, высокие тарифы, отсутствие должного контроля за использованием средств, состоянием балансов и страховых резервов. Т.о., при весьма значительных возможностях российского страхового рынка потребности нац экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются.

243. Мировое страховое хозяйство, тенденции и перспективы его развития.

Страхование по праву считается наиболее интегрированной формой финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые организации мира объединены связями совместного страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный доступ иностранных страховых организаций на национальные рынки. Например, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. сняты всякого рода ограничения для иностранного капитала в странах Европейского союза и взят курс на формирование единого страхового рынка в Европе. И тем не менее национальные страховые рынки сохраняют определенные особенности. Наиболее высокого уровня развития страховое дело достигло в США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и Италии, о чем можно судить по основным показателям страховой деятельности.

Современный этап развития цивилизации характеризуется тенденцией усиления связей и взаимодействием между странами, в основе чего лежит необходимость решения глобальных проблем человечества: экологии, космоса и др. Это обусловлено и нарастающей взаимозависимостью государств в экономической сфере.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах:

 международная торговля товарами и услугами;

 обмен в области науки и техники;

 движение капиталов и зарубежных инвестиций;

 валютно-кредитные отношения и т.п.

Сферы страхования внешнеэкономических интересов аналогичны страховым операциям на внутреннем страховом рынке, но имеют и свои особенности.

Выделяют несколько основных сфер международного страхования:

1) транспортное страхование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морского страхования — страхования судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.

При страховании судов основанием заключения договора выступают следующие условия: «страхование с ответственностью за гибель и повреждение», «с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению», «с ответственностью за повреждение судна» и др.;

2) страхование фрахта — страхование платы за перевозку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта в качестве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик (судовладелец) либо тот и дру гой вместе. Страхование фрахта обычно включается в договор страхо вания груза.

Договор страхования груза — «карго» — заключается на конкретную перевозку определенного груза либо па определенный отрезок времени. В международной практике морских перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов;

3) автотранспортное страхование представлено основным видом — страхованием гражданской ответственности владельцев авто транспортных средств по Зеленой карте.

Зеленая карта — это соглашение страховщиков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта и об оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном автотранспортном сообщении (названа так по первоначальному цвету страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение). В настоящее время Российская Федерация не входит в эту систему, поэтому в случае поездки автотранспортом за рубеж полис приобретается у иностранных страховщиков, имеющих лицензии, либо при пересечении границы каждой страны;

4) ответственность воздушных перевозчиков наряду со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном страховании также страхуется ответственность воздушных перевозчиков — за багаж пассажира и за вред, причиненный третьим лицам;

5) ответственность морских и речных перевозчиков за нанесение вреда третьим лицам, экологической среде при столкновении судов и загрязнение вод нефтью и пр.;

6) страхование финансово-кредитной сферы включает:

 страхование коммерческих, в том числе валютных рисков. Все участники международных отношений подвергаются различным коммерческим рискам, возникающим вследствие: —неустойчивости валютных курсов, инфляции (дефляции), — изменения цены товара после заключения контракта, — неплатежеспособности покупателя или заказчика. Опасность валютных потерь особо велика в результате изменения курса валют (валютные риски). В международной практике валютные риски снижаются с помощью различных методов: страхование, хеджирование, лимитирование, операции (форвард, спот, системы срочных контрактов), товарно-ценовых оговорок и др.;

 страхование иностранных инвестиций — достаточно актуальный вид страхования, поскольку он выступаетэффективным способом защиты интересов инвесторов при негативных тенденциях на рынке;

 страхование экспортных кредитов, позволяющее экспортерам избежать затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе от нее иного покупателя, убытков от неплатежа вследствие экономических или политических причин, убытков от изменения курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выражены издержки экспортера и др.

Помимо перечисленных видов международного страхования широко используются:

 медицинское страхование и страхование от несчастных случаев граждан, выезжающих за рубеж;

 страхование технических рисков: монтажно-пусковых работ, обслуживания и гарантийных обязательств (лизинговые контракты), строительных рисков, риска экспроприации арендуемого оборудования и т.п.

Особо следует отметить высокий уровень развития перестрахования. На современном рынке перестрахования тенденции поведения организаций существенно меняются под влиянием различных факторов. На поведение перестраховщиков влияет нестабильная общеэкономическая ситуация в мире. Все перестраховщики, и особенно крупные, занимаются не только непосредственно перестраховочной, но и инвестиционной деятельностью. Если ситуация в промышленности и на финансовых рынках неустойчива в глобальном масштабе, то проблема получения дохода от инвестиционной деятельности сильно обостряется, и, следовательно наблюдается рост цен на перестраховочные услуги.

Аспект, уже влияющий на поведение перестраховщиков: изменение климата. Крупнейшие перестраховочные организации мира имеют собственные исследовательские институты, спорящие о том, кроется ли в действительности причина постоянного роста числа природных катастроф в глобальном потеплении. Но факт остается фактом: застрахованные убытки от природных катастроф в 1990-х гг. превышали уровень 1960-х гг. в 15 раз. Наблюдается рост убыточности и рост угрозы убыточности в связи с изменением климата. В перспективе расходы страховщиков и перестраховщиков будут нарастать, а сейчас они оказываются, по существу, «между молотом и наковальней»: доходы не гарантированы из-за нестабильности рынка капитала, зато гарантировано увеличение расходов.

Еще один важный момент — появление так называемых новых рисков вследствие глобализации мировой экономики, расширения кооперативных связей, которые страховщикам, и особенно перестраховщикам, очень трудно отслеживать. Например, несколько лет назад произошел пожар вследствие удара молнии на небольшой фабрике, изготавливающей микрочипы для мобильных телефонов в Мексике. Пожар привел к колоссальным перерывам в деятельности компаний Nokia и Ericsson, потому что микрочипы им поставлялись только с этой фабрики. И такое происходит все чаще: крупные организации, стремясь минимизировать свои расходы, размещают заказы в странах третьего мира.

Когда ситуация находится за пределами контроля прямого андеррайтера, определить степень риска нет возможности. Усложняются сами объекты страхования и перестрахования, особенно в индустриальном бизнесе, что требует изменения принципов андеррайтинга в перестраховании и влечет за собой рост расходов. Перестраховщики все чаще переходят к так называемому перспективному андеррайтингу Обычно андеррайтер изучает историю убытков, собирая информацию за предыдущие годы. «Перспективный» же андеррайтинг базируется на прогнозных моделях, и они уже становятся основой перестраховочной политики крупных страховых организаций.

Услуги по перестрахованию российские страховщики стараются в основном получить у иностранных перестраховщиков, по праву считая их наиболее качественными. Но отношение зарубежных перестраховщиков к потребностям российских страхователей и страховщиков неодинаково. Можно выделить три основных направления развития отношений:

1) перестраховщики, интересующиеся отечественным рынком, чтобы снять с него «сливки». Их практически не интересуют долгосрочные перспективы культивирования страховых потребностей у российских страхователей. Они не хотят вкладывать в развитие российского страхового поля, но всегда готовы задействовать свою финансовую мощь и лоббистский потенциал для перекраивания уже сложившихся сегментов рынка в свою пользу;

2) перестраховщики, заинтересованные в непосредственном участии в жизни российского страхового рынка, но твердо придерживающиеся принципа приоритетности своих интересов над интересами перестрахователей. Наиболее характерной для них формой рыночного поведения остается стремление подчинить реальные потребности отечественного рынка стандартным и наиболее дешевым для этих перестраховщиков в обслуживании процедурам получения рисков в перестрахование;

3) перестраховщики, нацеленность которых на российский рынок выражается в более гибкой политике, в реально проявляемом стремлении идти навстречу запросам отечественных страховщиков и стоящих за ними страхователей. Есть признаки, что проявления такого рода рыночного поведения у некоторых перестраховщиков не носят эпизодический характер, а постепенно формируют относительно заметную тенденцию.

В ближайшее время активность западных перестраховщиков на российском рынке существенно расти не будет. Российский бизнес пока еще недостаточно качественный, что создает предпосылки для того, чтобы зарубежные перестраховщики принимали его на компромиссных условиях, вполне устраивающих и российских цедентов, и российских страхователей. Российским перестраховщикам необходимо учитывать данные реалии. Необходимо прилагать больших усилий, больших затрат, чтобы не потерять отечественного страховщика и выйти на мировой уровень.

1 Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). // Законодательство и экономика,  2003, № 3.

2 Свириденко О.М.  Новеллы законодательства о банкротстве // ЭЖ-Юрист, 2002,  №47 (251), С.2-3.

3 Киперман Г. Новый закон о банкротстве //Финансовая газета. Региональный выпуск, 2002, № 47, с.3.

4 Материалы Интернет-конференции, проведенной 20 мая 2003г. с руководителем Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

5

162