4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
Постоянные издержки (FC) – это те, которые не зависят от объема производства (отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно-управленческие расходы и т.д.).
Переменные издержки (VC) – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции (затраты на сырье, материалы, заработную плату и т.п.). По мере роста объема производства они возрастают.
Общие издержки (ТС) – ТС = FC + VC.
Деление издержек на постоянные и переменные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан старый завод и т. п.).
Средние постоянные издержки: .
Средние переменные издержки: .
Средние общие издержки: .
АТС = AFC + AVC = (FC+VC) / Q.
Предельные издержки (МС) – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска наиболее дешевым способом.
,
где: Q = l.
Они важны для определения стратегии фирмы. Так как постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту переменных издержек.
Условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС = Р.
ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КОРОТКОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ
Для многих фирм деление издержек на постоянные и переменные зависит от временного интервала. К примеру, компания, выпускающая автомобили, не может за несколько месяцев изменить число автомобильных заводов или их мощность. Единственный способ, с помощью которого компания может увеличить производство машин, – наем дополнительных рабочих на уже существующие предприятия. Таким образом, издержки, связанные с производственными мощностями предприятий, являются постоянными. Но автомобильная фирма имеет возможность в течение нескольких лет построить новые заводы или, наоборот, закрыть старые. Поэтому издержки, связанные с производственными мощностями предприятий, в долгосрочном периоде являются переменными.
Поскольку многие издержки являются постоянными в краткосрочном периоде, но переменными в долгосрочном, кривые издержек фирмы в долгосрочном периоде отличаются от кривых издержек в краткосрочном периоде.
На рис. изображены три кривые средних издержек в краткосрочном периоде – для малого, среднего и большого предприятия, а также кривая средних издержек в долгосрочном периоде, которая называется оберточной кривой. При движении по ней мощности предприятий фирмы изменяются соответственно объему выпуска продукции.
Кривая средних совокупных издержек в долгосрочном периоде имеет более плоскую U-образную форму, чем кривые средних издержек в краткосрочном периоде. Кроме того, она лежит ниже всех кривых краткосрочных издержек, что объясняется большей гибкостью фирм в долгосрочном периоде. Например, если фирма решила увеличить объем производства с 1000 до 1200 машин в день, в краткосрочном периоде она обладает единственной возможностью – нанять дополнительных рабочих на уже существующие предприятия. Средние издержки возрастут с $10 тыс. до $12 тыс. на автомобиль. Однако в долгосрочном периоде фирма имеет возможность одновременно как расширить предприятия, так и увеличить число рабочих, при этом средние издержки останутся равными $10 тыс. Когда средние издержки в долгосрочном периоде убывают при возрастании объема производства, говорят, что присутствует экономия, обусловленная ростом масштабов производства (экономия от масштаба). Когда с ростом объема производства средние издержки в долгосрочном периоде возрастают, говорят, что имеет место увеличение затрат, обусловленное масштабом производства (затраты, связанные с увеличением масштаба). Если же средние издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными, вне зависимости от объема производства имеет место постоянная отдача от масштаба.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Охватывают:
– издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников;
– издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами;
– издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности.
Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие:
– неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур;
– неэффективных реакций на изменившиеся условия;
– неэффективной защиты соглашений.
Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.
Виды трансакционных издержек:
1. Издержки поиска информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка – как продавцами, так и покупателями.
2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру.
6. Издержки «политизации». Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций.
- 1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение
- 2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен
- 3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля
- Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности
- Реакция потребителя на изменение цены
- 4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
- 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
- 6. Теория производства и предельных продуктов. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба
- 7. Оптимум фирмы
- 8. Спрос фирмы на ресурсы
- 9. Основные макроэкономические показатели
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос
- Совокупное предложение
- 11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
- 12. Кейнсианская революция. Кейнсианский крест. Модель is-lm (модель Хикса)
- 13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера
- 14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
- 15. Общественные товары. Внешние эффекты общественные блага
- Внешние эффекты
- 16. Инвестирование. Основные понятия и определение. Планирование инвестиций в реальные активы и ценные бумаги
- Оценка проектов по сроку окупаемости
- Дисконтированный период окупаемости
- 18. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по npv. Индекс доходности инвестиций (pi). Метод расчета бухгалтерской нормы доходности (arr)
- 19. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по irr. Модифицированная внутренняя норма доходности
- 20. Денежные потоки, связанные с инвестициями. Классификация потоков реальных денег. Налоговый щит амортизации. Альтернативные затраты, невозвратные издержки, понятие ликвидационной стоимости
- Налоговый щит амортизации
- 21. Инвестиции в условиях риска. Понятие неопределенности и риска. Риски инвестиционных проектов в реальные активы
- 22. Методы анализа инвестиционных проектов с учетом риска
- 23. Инвестирование в ценные бумаги. Риски на рынке ценных бумаг
- 24. Понятие эффективности портфеля и оптимального портфеля инвестора. Модель сарм
- 25. Линия рынка капитала. Рыночная линия ценной бумаги
- 26. Дисконтирование и компаундирование. Простые и сложные проценты. Аннуитет. Понятие эффективной ставки процента. Расчет текущей и будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо
- 27. Средневзвешенная стоимость капитала
- 28. Операционный (производственный) и финансовый леверидж операционный (производственный) леверидж
- 29. Сущность и область применения дисперсионного анализа
- 30. Использование индексного метода в анализе экономической информации
- 31. Корреляционно-регрессионный анализ в изучении связи показателей
- 1. Определение объекта.
- 2. Набор факторов, влияющих на результативный.
- 3. Логический отбор факторов.
- 4. Первичная статистическая обработка.
- 10. Прогноз с доверит интервалом.
- 11. Непараметрические методы оценки связи.
- 32. Выборочный метод наблюдения для изучения социально-экономических явлений жизни общества
- 33. Прогнозирование социально-экономических явлений на основе рядов динамики
- 34. Использование статистических методов в анализе результатов финансовой деятельности анализ общей рентабельности, рентабельности активов
- Анализ рентабельности продукции
- 35. Концепция устойчивого развития общества. Парадигма экологической экономики
- Основные принципы неоклассической парадигмы:
- 36. Проблемы обеспеченности планеты Земля ресурсами. Окружающая среда как дефицитный ресурс
- 37. Необходимость применения, сущности и виды оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Методы, основанные на использовании рыночных цен
- 1. Анализ изменений в производительности выпуска продукции и ее стоимости
- 2. Оценка стоимости потерь трудоспособности из-за заболеваний
- 3. Оценка стоимости альтернативных замещающих вариантов
- Балансовый отчет
- Раздел I. Внеоборотные активы:
- Раздел II. Оборотные активы:
- Раздел III. Капитал и резервы:
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства:
- Раздел V. Краткосрочные обязательства:
- Отчет о нераспределенной прибыли
- 37. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость. Анализ коэффициентов ликвидности коэффициенты платежеспособности и структуры капитала
- Коэффициенты ликвидности
- 38. Анализ деловой активности. Производственный и финансовый цикл анализ деловой активности
- 39. Эффективность использования активов. Показатели рентабельности. Формулы Du Pont System
- 40. Состав оборотных средств. Понятие собственных оборотных средств. Принципы управления оборотным капиталом предприятия
- 41. Понятие потока денежных средств (пдс). Пдс от основной, инвестиционной и финансовой деятельности
- 42. Прямой и косвенный метод построения отчета о движении денежных средств
- Идеальная модель управления
- Эта наиболее реальная модель.
- 44. Модели управления денежными средствами предприятия. Модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна
- 1. Модель Баумоля
- 47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль
- 48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
- 49. Состав и взаимосвязь функций менеджмента. Распределение их по уровням управления
- 50. Цикл процесса управления: содержание и этапы
- 1. Планирование
- 2. Организация
- 3. Мотивация
- 4. Контроль
- 51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями
- 52. Понятие, элементы и характеристики организационной структуры
- 52 Прод. Виды структур управления организацией (линейные, функциональные, линейно-штабные, дивизионные, проектные, матричные, бригадные) и условия их эффективного использования
- Дивизиональная структура управления
- 53. Делегирование в менеджменте: содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
- 54. Мотивация как функция менеджмента: содержание, роль, взаимосвязь с другими функциями. Теории мотивации
- 58. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте. Цели коммуникаций
- 1. Географический принцип
- 2. Демографический принцип
- 3. Психографический принцип
- 4. Поведенческий принцип
- Принципы сегментирования промышленных рынков
- 57. Понятие товара. Основные виды товаров. Жизненный цикл товара понятие товара
- Основные виды товаров
- Жизненный цикл товара
- 1. Этап внедрения товара на рынок
- 2. Этап роста
- 3. Этап зрелости
- 4. Этап упадка
- Функции канала распределения
- 59. Выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке выбор целевых сегментов рынка
- 1. Три варианта охвата рынка
- 2. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
- Позиционирование товара на рынке (на примере снегоходов)
- 60. Стратегия разработки новых товаров
- 61. Понятие маркетинговой коммуникации. Этапы разработки эффективной коммуникации понятие маркетинговой коммуникации
- Этапы разработки эффективной коммуникации
- 1. «Средние издержки плюс прибыль».
- Культурная среда
- Природа и основные характеристики услуги
- 63. Маршрутизация транспортных потоков
- 64. Модель производственного заказа
- Определение размера заказа
- Определение точки заказа
- 65. Метод оптимального периода регулирования запасов
- 66. Метод оптимальной поставки регулирования запасов
- 67. Алгоритмы решения прикладных логистических задач
- 68. Производные системы регулирования запасов
- 1) Иерархическое построение
- 71. Попроцесная калькуляция затрат на производство. Оценка незавершенного производства на начало периода попроцесная калькуляция затрат на производство
- 78. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
- 73?. Понятие релевантных издержек, их использование для принятия решений
- 74. Учет накладных расходов: по ставкам накладных расходов и по методу авс
- 75. Калькуляция себестоимости по нормативным затратам. Гибкие бюджеты. Анализ отклонений от бюджета
- 1. Отклонения затрат прямых материалов
- 2. Отклонение прямых трудовых затрат
- 3. Отклонение общепроизводственных расходов
- 76. Анализ эффективности использования основного капитала
- Анализ использования технологического оборудования
- Анализ использования производственной мощности предприятия (пмп)
- 77. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе, (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод)
- Способ цепной подстановки
- Индексный метод
- Способ относительных разниц
- 78. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
- Анализ использования фонда рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ трудоемкости продукции
- 79. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ структуры продукции
- Анализ качества произведенной продукции
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 80. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности.
- 81. Методика установления норм времени и выработки.
- 82. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.
- Анализ фонда заработной платы
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 84. Строительный комплекс и его организационная структура. Подрядный и хозяйственный способ выполнения строительно-монтажных работ. Генеральные подрядчики и субподрядчики организации.
- 88. Учет требований по охране окружающей среды при строительстве.