logo search
самые нормальные лекции по финансам

6.3Огранизационно-правовые основы фк в рф

Деятельность органов ФК в РФ осуществляется, прежде всего, в соответствии с: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, законодательными актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ осуществляют:

Счетная палата РФ (контрольный орган законодатнльной власти). Основная задача - контроль за исполнением федерального бюджета:

Счетная палата РФ также проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ также существуют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы.

Министерство финансов РФ (важнейшим органом ГФК в системе органов исполн. власти):

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Федеральная служба по финансовому мониторингу: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают свои органы контроля. Например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств. осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств.

В соответствии с Указом Президента РФ функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба:

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Валютный контроль: Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Направления: