logo
com#6

Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере

В настоящей главе рассмотрены особенности налогообложения при получении дохода налогоплательщиком на территории иного государства. В частности, данное положение касается получения дохода российской организацией от источников за пределами РФ, а также получения дохода иностранной организацией от источников в РФ.

Особенности налогообложения в международной сфере состоят из следующих основных положений:

1) особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство в РФ;

2) особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ;

3) особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организаций, налоговыми агентами;

4) устранения двойного налогообложения;

5) специальные положения.

1. Особенности налогообложения иностранных организаций,

осуществляющих свою деятельность через постоянное

представительство в РФ

Настоящие особенности налогообложения применяются иностранными организациями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства.

Особенности налогообложения указанной группы иностранных организаций предусмотрены ст.ст.306-308 Налогового кодекса РФ.

1.1. Постоянное представительство

Постоянное представительство иностранной организации в РФ - это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности (далее отделение) этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности за исключением установленных видов работ и услуг.

В случае установления международными налоговыми соглашениями иных правил определения постоянного представительства применяются правила международных налоговых соглашений.

Момент образования постоянного представительства иностранной организации - начало регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов моментом образования постоянного представительства иностранной организации считается наиболее ранняя из следующих дат:

- дата вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности;

- дата фактического начала такой деятельности.

Если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный определению постоянного представительства иностранной организации при осуществлении деятельности на строительной площадке.

Момент ликвидации постоянного представительства - постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

Данное определение постоянного представительства является общим. При этом есть специальные правила.

Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

Также, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет предпринимательскую деятельность в перечисленных выше сферах через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией выполняет следующие функции:

- представляет ее интересы в РФ;

- действует на территории РФ от имени этой иностранной организации;

- имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

В этом случае иностранная организация не имеет на территории РФ какого-либо фактического присутствия путем создания своего отделения. Однако для целей налогообложения указанная деятельность иностранной организации через зависимого агента признается деятельностью через постоянное представительство.

Сам по себе факт того, что организация, осуществляющая деятельность на территории РФ, является взаимозависимой с иностранной организацией, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ.

Также, иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Для того чтобы отграничить отдельные операции иностранных организаций от деятельности через постоянное представительство, предусмотрены специальные правила (исключения). Согласно данным исключениям предусмотрены следующие операции, которые не влекут признания наличия постоянного представительства, если они не связаны с осуществлением перечисленных в общем определении, видов предпринимательской деятельности:

1) деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства;

2) факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства;

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

3) факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории РФ сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ;

4) факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ;

5) факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

6) факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ.

1.2. Особенности налогообложения иностранных организаций,

осуществляющих деятельность через постоянное

представительство в РФ

Данные особенности применяются всеми иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность через постоянное представительство в РФ. При этом для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на строительной площадке, предусмотрены дополнительные особенности.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признается:

- доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;

- доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

- другие доходы от источников в РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Перечень таких доходов указан в п.1 ст.309 Налогового кодекса РФ. Данными доходами являются обычные доходы, получаемые от источников в РФ. При этом они подлежат обложению в режиме деятельности постоянного представительства, если их получение связано с его наличием. В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность через постоянное представительство и при этом получает доходы, не связанные с наличием постоянного представительства, то при этом одновременно применяется два самостоятельных режима налогообложения. В первом применяется режим налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство, а во втором - режим налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ.