2. Обоснованность расходов
Согласно абз.3 п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ: "Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме".
В соответствии с Методическими рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Представляется, что экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности в будущем может стать причиной острых налоговых конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Ведь может случиться так, что если по мнению налогоплательщика его расходы будут оправданными, то налоговый инспектор может посчитать обратное и исключить те или иные затраты из сформированных расходов (одновременно с соответствующим начислением недоимки, пени и штрафа). Можно также спрогнозировать, что подобный подход, заложенный в самом Кодексе, станет источником множества судебных споров.
Кстати говоря, введение категории "экономической оправданности" в систему исчисления налога на прибыль вызывало жесткую критику специалистов еще на стадии разработки и обсуждения проекта гл.25 Налогового кодекса РФ. Тем не менее, законодатель не прислушался к аргументам противников данного положения и установил рассматриваемое положение. По нашему мнению появление в Кодексе подобных оценочных категорий никак не согласуется с положением п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ, согласно которому: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".
Вместе с тем, всем плательщикам налога на прибыль необходимо учитывать, что с 1 января 2002 года все налогоплательщики должны быть готовы всегда четко и однозначно раскрыть и доказать обоснованность своих расходов. И особенно тех, которые способны вызвать пристальное внимание представителей налогового контроля.
Подчеркнем, что речь в основном идет о ситуациях, которые можно назвать необычными, непривычными или даже пограничными, когда та или иная операция не вписывается в общепринятые рамки хозяйственной деятельности или не согласуется с обычной, типичной практикой деятельности конкретного налогоплательщика. Как правило, сам налогоплательщик может выявить такие операции и предпринять соответствующие меры для их соответствующего экономического обоснования. Особенно это касается управленческих расходов или затрат, не связанных напрямую с основной производственной деятельностью налогоплательщика.
Конкретные и четкие критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов должна в будущем выработать практика (и, наверное, в первую очередь судебная), но о некоторых аспектах представляется возможным говорить уже сейчас. По нашему мнению этих аспектов два - оправданность размера расходов и оправданность самих расходов как таковых, т.е., грубо говоря, их нужность или ненужность для предприятия.
Во-первых, любая обоснованность и оправданность расходов должна подтверждаться позитивными последствиями для производственной и финансово-экономической деятельности налогоплательщика. То есть при обосновании расходов необходимо четко показать, как это в перспективе благотворно повлияло на его экономическое положение в будущем. Иными словами налогоплательщик должен однозначно доказать, что в динамике его производственной деятельности та или иная операция была необходима и оправданна. Если таких обстоятельств представлено не будет, можно быть уверенным, что налоговая инспекция покажет бесперспективность и ненужность тех или иных затрат для организации, чем и сможет доказать "экономическую необоснованность" тех или иных расходов (с одновременным их исключением из налогооблагаемой прибыли).
Во-вторых, нам представляется, что экономическая оправданность тех или иных расходов, должна быть основана на их разумности. Вместе с тем разумность (или неразумность) тоже являются оценочными категориями, но хотелось бы отметить, что эта категория уже находит свое закрепление в праве. В частности, это следует из п.3 ст.53, п.2 ст.72, п.2 ст.76, п.2 ст.314 Гражданского кодекса РФ. Более того, гражданское право вообще защиту прав участников гражданского оборота ставит в прямую зависимость от разумного и добросовестного осуществления этих прав и отказывает в их защите в случае выявленного злоупотребления правом (ст.10 Гражданского кодекса РФ).
В нашем же случае разумность и добросовестность действий налогоплательщика также имеет прямое отношение к его деятельности по несению обоснованных и оправданных расходов.
Разумность расходов должна обозначать в первую очередь соразмерность затрат по их стоимостной оценке, а также по степени участия этих затрат в производственной деятельности. Анализировать подробно данные положения не представляется возможным, так как в зависимости от конкретных обстоятельств дела ситуация может складываться по-разному. Вместе с тем один случай из судебной практики мы считаем необходимым привести.
Малое предприятие, имея на ноябрь месяц выручку в размере 900.000 руб. и затрат на 150.000 руб., в ноябре же месяце арендует автомобиль "Газель". За два месяца аренды арендодателю, каковым, как ни странно, выступил директор этого предприятия (работающий, кстати, на основании патента) было выплачено 400.000 рублей арендной платы. Причем как было установлено в ходе выездной налоговой проверки, никакой производственной необходимости в аренде этого транспортного средства не было, так как производственная деятельность предприятия ни коим образом не обуславливалась наличием или отсутствием автомобиля. Налоговая инспекция пересчитала расходную часть прибыли предприятия с применением положений ст.40 Налогового кодекса РФ. Арбитражные суды всех инстанций, куда с иском и жалобами обращалось предприятие, в удовлетворении иска отказали.
В заключение хотелось бы отметить, что после 1 января 2002 года налоговая инспекция сможет провести перерасчет исходя из положений п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ.
Более того, положения абз.3 п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ имеют непосредственное отношение к применению положений ст.40 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговые органы при определенных условиях могут пересчитать цену сделки для целей налогообложения "в сторону повышения или в сторону понижения". И если в настоящее время подобный перерасчет в основном применяется в отношении выручки (дохода) организации, то в перспективе можно спрогнозировать определенную активность налогового контроля и в отношении расходов.
Причем, необходимо учитывать, что вышеуказанная корректировка затрат по ст.40 и п.1 ст.252 Налогового кодекса имеет принципиальные отличия, в том числе если при перерасчете по ст.40 происходит доначисление налога и пени, то при перерасчете по ст.252 Налогового кодекса РФ будет применен штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налоговой базы (согласно п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, на практике возможно возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами в случае, когда налогоплательщик несет затраты по однородным договорам, т.е. когда у организации, есть несколько договоров со сторонними организациями по одному и тому же предмету. В других случаях, налоговые органы могут оспорить обоснованность затрат по договорам со сторонними организациями тогда, когда у налогоплательщика есть аналогичные службы и подразделения.
Подобные вопросы возникали и ранее, до вступления в силу гл.25 Налогового кодекса РФ. В частности, показательным в этом отношении делом может выступать ситуация, рассмотренная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 ноября 1998 г. N 3501/98. Так, налоговая инспекция отказала во включение в себестоимости затрат по оплате услуг охранного предприятия, ссылаясь на то, что у налогоплательщика есть собственная служба безопасности. Вместе с тем, Президиум ВАС установив, что охранное предприятие оказывало сторожевые услуги в отношении тех объектов, которые не подлежали охране соответствующей службой предприятия, признал такие расходы обоснованными, так как в налоговом законодательстве отсутствуют ограничения и дополнительные условия для включения в себестоимость услуг по обеспечению сторожевой охраны.
Вместе с тем, организации, при заключении "параллельных" договоров иди договоров, которые "дублируют" деятельность собственных служб (или деятельность иных партнеров предприятия) должны, во избежание конфликта с налоговыми органами, обосновать различие в предметах деятельности (или оказания услуг), чтобы подтвердить экономическую оправданность соответствующих расходов.
В соответствии с Методическими рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, по мнению налогового ведомства, не являются экономически оправданными следующие виды расходов:
- затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений в случае, если обязательное применение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений работниками конкретной профессии не предусмотрено законодательством РФ;
- затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, если они не обоснованы технологическим процессом;
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала в случае, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала;
- расходы по командировкам учитываются только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки).
Данные правила, по нашему мнению, в целом являются примерами проявления принципа обоснованности расходов. Вместе с тем, в силу многообразия различных ситуаций, возникаемых на практике, они ни в коем случае не должны рассматриваться как догма.
- Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий
- Глава 5 Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления
- Глава 6 Определение налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- Глава 7 Налоговые ставки
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Глава 10 Налоговый учет
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим
- Вводные положения
- Действие Закона рф от 27 декабря 1991 г. "о налоге на прибыль предприятий и организаций" в переходный период
- Специальный режим налогообложения по отдельным операциям
- Глава 1. Налогоплательщики
- Глава 2 Объект налогообложения
- Глава 3. Доходы организации
- 1. Классификация доходов
- 2) Внереализационные доходы.
- 2. Доходы от реализации
- 3. Внереализационные доходы
- 4. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Глава 4 Расходы организации
- 1. Группировка расходов Общие положения
- 1. Расходы, связанные с производством и реализацией;
- Основные принципы формирования расходов для целей налогообложения
- 5) Корректировка расходов в целях налогообложения.
- 6) Перенос убытков на будущее.
- 1. Произведение (осуществление) расходов
- 2. Обоснованность расходов
- 3. Документальное подтверждение расходов
- 4. Уменьшение дохода на сумму любых расходов
- 5. Корректировка расходов в целях налогообложения
- 6. Перенос убытков на будущее
- 2. Расходы, связанные с производством и реализацией
- 3. Материальные расходы Общие положения
- Группировка материальных расходов
- Стоимостная оценка материальных расходов
- Возвратные отходы
- Расходы, приравненные к материальным расходам
- Методы оценки материальных ресурсов при списании в производство
- 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов
- 2. Метод оценки по средней стоимости
- 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (фифо)
- 4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (лифо)
- 4. Расходы на оплату труда
- Объекты, не подлежащие амортизации
- 6. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества Общие положения
- Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества
- Нематериальные активы и порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов
- 7. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп Срок полезного использования
- Амортизационные группы
- Принятие на учет амортизируемого имущества
- 8. Методы и порядок расчета сумм амортизации Общие положения
- Линейный метод начисления амортизации
- Нелинейный метод начисления амортизации
- Сравнение двух методов начисления амортизации
- Расчет амортизации по 2 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 3 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 4 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Обобщающая сравнительная таблица по линейному и нелинейному методу амортизации
- 2) Порядок определения стоимости для начисления амортизации
- 3) Порядок определения суммы начисленной амортизации
- 2. При учреждении, ликвидации, реорганизации организации
- 3. Применение повышающих коэффициентов
- 4. Применение понижающих коэффициентов
- 5. Амортизация по объектам основных средств, бывших в употреблении
- 9. Расходы на ремонт основных средств
- 10. Расходы на освоение природных ресурсов Общие положения
- Порядок учета расходов
- 1. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом
- 2. Расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка
- 3. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка
- Общий порядок признания расходов
- Специальный порядок признания безрезультатных работ
- Специальное исключение из порядка признания расходов
- Специальный порядок признания расходов по разведочным скважинам
- 11. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки Общие положения
- Порядок признания и учета расходов
- 12. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества Общие положения
- Обязательное страхование имущества
- Добровольное страхование имущества
- 13. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией Общие положения
- Состав и характеристика "Прочих расходов" по элементам
- 14. Внереализационные расходы
- 15. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам Общие положения
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 16. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 17. Особенности определения расходов при реализации товаров
- Расходы при реализации амортизируемого имущества
- Расходы при реализации прочего имущества
- Расходы при реализации покупных товаров
- 18. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам
- Понятие долгового обязательства
- Сопоставимость условий при начислении процентов
- Предельный уровень процентов, относимых к расходам отчетного (налогового) периода
- Предельный уровень отклонений по заемным средствам, предоставленных иностранной организацией
- 19. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
- Глава 5. Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли
- 1. Метод начисления
- 1.1. Порядок признания доходов при методе начисления
- 1 Правило. По доходам, относящимся к нескольким периодам
- 2 Правило. По доходам от реализации товаров (работ, услуг)
- 3 Правило. По доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг)
- 4 Правило. По доходам в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций
- 5 Правило. По арендным (лицензионным) платежам
- 6 Правило. По штрафным санкциям (возмещаемым убыткам)
- 7 Правило. По доходам от заемных операций
- 15 Правило. По доходам в виде возврата взносов некоммерческими организациями
- 16 Правило. По доходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета доходов в иностранной валюте
- 1.2. Порядок признания расходов при методе начисления
- 9 Правило. По расходам на освоение природных ресурсов
- 10 Правило. По расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 11 Правило. По налогам и сборам
- 12 Правило По отчислениям в резервы
- 13 Правило. По отдельным видам расходов
- 22 Правило. По расходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета расходов в иностранной валюте
- 2. Кассовый метод
- 2.1. Порядок признания доходов при кассовом методе
- 2.2. Порядок признания расходов при кассовом методе
- 1 Правило. По расходам на приобретение сырья и материалов
- 2 Правило. По отдельным видам расходов
- 3 Правило. По амортизации и капитализируемым расходам
- 4 Правило. По налогам и сборам
- Глава 6. Определение налоговой базы
- 1. Общий порядок исчисления налоговой базы
- 1.1. Правила исчисления налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- 2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
- 2.1. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной организацией
- 2.2. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых российской организацией
- 3. Особенности определения налоговой базы при использовании объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы
- 4. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
- 4.1. Налоговая позиция учредителя
- 4.2. Налоговая позиция доверительного управляющего
- 4.3. Налоговая позиция выгодоприобретателя
- 6. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
- 7. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
- 7.1. Особенности налогообложения кредитора
- 7.2. Особенности налогообложения нового кредитора
- 8. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- 8.1. Общий порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, если такие операции не квалифицируются как операции с финансовыми инструментами срочных сделок
- Ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Акции, полученные при увеличении уставного капитала
- Перенос убытков по операциям с ценными бумагами на будущее
- 8.2. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
- 8.3. Особенности определения налоговой базы по сделкам репо с ценными бумагами
- 9. Особенности определения налоговой базы по банкам
- Расходы на формирование резервов банков
- 10. Особенности определения налоговой базы по страховщикам
- 11. Особенности определения налоговой базы негосударственных пенсионных фондов
- 12. Особенности определения налоговой базы организациями потребительской кооперации
- 13. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг
- Формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
- 14. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.1. Общие положения
- 14.2. Основные понятия
- 14.3. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке
- 14.4. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке
- 14.5. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.6. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
- Глава 7. Налоговые ставки
- 1. Общая налоговая ставка
- 2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в рф через постоянное представительство
- 3. Налоговые ставки по доходам в виде дивидендов
- 4. Налоговые ставки по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств
- 5. Налоговая ставка по прибыли Центрального банка рф
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- 1. Налоговый (отчетный) период
- 2. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
- 2.1. Исчисление ежемесячных авансовых платежей
- Общий порядок исчисления
- Специальный порядок исчисления
- 2.2. Исчисление суммы налога у источника выплаты
- 3. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
- 3.1. Сроки уплаты налога налогоплательщиками
- 3.2. Сроки уплаты налога налоговыми агентами
- 4. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
- Исчисление и уплата сумм налога и квартальных авансовых платежей
- 5. Налоговая декларация
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Налоговая база
- Общие правила определения налоговой базы
- Расчетный способ определения налоговой базы
- Определение налоговой базы при наличии двух и более обособленных подразделений
- Налоговые ставки
- Порядок уплаты налога
- Налоговая декларация
- 1.3. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
- 2. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в рф и получающих доходы от источников в рф
- 3. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в рф, удерживаемого налоговым агентом
- 4. Устранение двойного налогообложения
- 5. Специальные положения
- Глава 10 Налоговый учет
- 1. Общие положения
- 1.1. Приоритет налогового учета перед бухгалтерским учетом
- 1.2. Цель налогового учета
- 1.3. Организация налогового учета
- 1.4. Данные налогового учета
- 1.5. Налоговая тайна
- 2. Аналитические регистры налогового учета
- Правила установления и ведения регистров налогового учета
- 3. Порядок составления расчета налоговой базы
- Организация расчета налоговой базы
- Расчет налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль
- 4. Порядок налогового учета доходов от реализации
- 4.1. Определение доходов по видам деятельности
- 4.2. Общий порядок определения выручки от реализации
- 4.3. Особенности определения выручки по некоторым операциям
- 1. Цена товара выражена в валюте
- 2. Цена товара выражена в условных единицах
- 3. Выручка при реализации через комиссионера
- 4. Товарный кредит
- 5. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
- 6. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
- 6.1. Прямые и косвенные расходы
- 1) Прямые
- 2) Косвенные
- 6.2. Распределение расходов
- 7. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
- 7.1. Оценка остатков незавершенного производства
- 7.2. Оценка остатков готовой продукции на складе
- 7.3. Оценка остатков отгруженной, но нереализованной продукции
- 8. Порядок определения расходов по торговым операциям
- 9. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
- 10.2. Особенности начисления амортизации по некоторым операциям
- 10.3. Особенности определения первоначальной стоимости нематериальных активов, которые не числились таковыми в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 года
- 11. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
- 11.2. Учет доходов (расходов) в целях налогообложения по операциям с амортизируемым имуществом
- 12. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
- 12.1. Организация аналитического учета по учету расходов на ремонт основных средств
- 12.2. Формирование резервов предстоящих расходов на ремонт
- 12.3. Учет расходов на ремонт арендуемых основных средств
- 13.2. Специальный расчет (смета) отчислений в резерв
- 13.3. Инвентаризация резерва на конец отчетного периода
- 13.4. Порядок уточнения размера резерва
- 13.5. Распределение отчислений в резерв в налоговом учете
- 14.2. Группировка расходов на освоение природных ресурсов
- 14.3. Учет расходов при проведении геолого-поисковых работ и геологоразведочных работ по разведке полезных ископаемых
- 14.4. Особенности учета расходов на освоение природных ресурсов, связанные со строительством объектов
- 15. Порядок ведения налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.1. Общий порядок налогового учета
- 15.2. Определения налоговой базы
- 15.3. Особенности налогового учета сделок, заключенным с целью с хеджирования
- 15.4. Особенности налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок при применении кассового метода
- 16.2. Порядок признания доходов (расходов) в виде процентов
- 1) Общий порядок признания доходов в виде процентов
- 2) Особенности исчисления дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам
- 17. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
- 18. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
- 19. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
- 20. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
- 21. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов по сделкам репо с ценными бумагами
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим налогообложения
- 1. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на метод начислений
- 1 Правило. О начислении дополнительных доходов от реализации
- 2 Правило. О начислении дополнительных расходов по производству и реализации
- 3 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов
- 4 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов
- 5 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов по особым операциям
- 6 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов по особым операциям
- 7 Правило. О начислении дополнительных доходов в виде сумм, подлежащих единовременному восстановлению
- 8 Правило. О начислении дополнительных расходов в виде сумм, подлежащих единовременному списанию
- 9 Правило. О формировании налоговой базы переходного периода
- 12 Правило. О формировании исходных данных налогового учета по состоянию на 1 января 2002 года
- 13 Правило. Об учете в целях налогообложения убытков прошлых лет по состоянию на 1 января 2002 года
- 14 Правило. О декларировании налога на прибыль с налоговой базы переходного периода
- 2. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на кассовый метод
- 3.2. Перерасчет налоговых обязательств по текущему налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года