Глава 1. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками согласно ст.19 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии со ст.246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ;
3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.
2. К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять предусмотренные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от наличия прав учредителей в отношении, созданных ими юридических лиц, последние делятся на три группы:
- хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;
- общественные и религиозные организации и объединения, фонды, ассоциации и союзы.
При этом следует отметить, что плательщиками налога на прибыль являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, то есть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Например, налогоплательщиками налога на прибыль организаций в частности являются: промышленные организации, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации, фонды, ассоциации и др.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что некоторые налогоплательщики не уплачивают налог на прибыль по отдельным операциям в силу наличия льгот или отсутствия налогооблагаемого дохода.
Например, согласно ст.2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" предусмотренный абз.1 п.5 ст.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок освобождения от уплаты налога на прибыль действует до перевода организаций на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ
В соответствии с указанным порядком не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Однако, ст.288 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога организацией, имеющей обособленные подразделения.
При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) каждый из участников являются самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль. Так, согласно ст.278 Налогового кодекса РФ доходы, полученные от участия в совместной деятельности, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков-участников договора.
Организации, применяющие особый режим налогообложения, который предусматривает замену обязанности по уплате налога на прибыль на уплату специального налога, плательщиками налога на прибыль в рамках особого режима не являются.
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определяет порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Плательщиками этого единого налога также являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах (например, розничная торговля горюче-смазочными материалами, оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей и т.д.).
Согласно ст.1 указанного выше закона со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные ст.ст.19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", за исключением отдельных видов налогов.
В ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" среди иных налогов указан "налог на прибыль организаций". Поскольку Федеральный закон от 31 июля 1998 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не утрачивает силу в связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, то организации-плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, плательщиками налога на прибыль не являются.
При этом необходимо учитывать, что данное положение касается только деятельности, осуществляемой в рамках Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Для этого, согласно п.4 ст.4 указанного закона организации, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусматривает введение для организаций упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Согласно п.2 ст.1 указанного закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для организаций, означает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Поскольку Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" также не утрачивает силу в связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" ч.II Налогового кодекса РФ, то организации-плательщики единого налога по упрощенной системе налогообложения, плательщиками налога на прибыль не являются.
Особые режимы налогообложения, заменяющие обязанность по уплате налога на прибыль, установлены также Федеральным законом от 31 июля 1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" и главой 26.1 Налогового кодекса РФ (единый сельскохозяйственный налог). В соответствии с указанными нормативными актами не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу, а также организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
При этом необходимо учитывать, что перечисленные выше организации, применяющие особый режим налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
В отношении уплаты налога на прибыль сельскохозяйственными товаропроизводителями в переходный период МНС РФ в письме от 15.04.2002 г. N ВГ-6-02/472@ разъяснило следующее.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотренный абз.1 п.5 ст.1 Закона о налоге на прибыль порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ.
Согласно главе 26.1 Налогового кодекса РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", вступающей в силу с 1 января 2002 г., на уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов, и не включенные в перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа.
Таким образом, положения ст.2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ с 1 января 2002 г. могут быть применены только к организациям, которые отвечают требованиям главы 26.1 Налогового кодекса РФ.
Организации, имевшие до 1 января 2002 г. право на льготу по налогу на прибыль предприятий и организаций в соответствии с абз.1 п.5 ст.1 Закона о налоге на прибыль, но не отвечающие требованиям главы 26.1 Налогового кодекса РФ (не производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях; выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, которых составляет менее 70 процентов в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг); включенные в перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа), должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ в общеустановленном порядке.
3. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу плательщиков налога на прибыль.
К иностранным организациям относятся: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Для того чтобы иностранные организации относились ко второй группе налогоплательщиков, они должны обладать двумя следующими признаками:
1) действовать на территории РФ через постоянное представительство;
2) получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.
При определении понятия "постоянного представительства" необходимо руководствоваться ст.306 Налогового кодекса РФ, а также соответствующими международными налоговыми договорами (соглашениями).
В соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей исчисления налога на прибыль понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п.4 ст.306 Налогового кодекса РФ.
Как было отмечено ранее, наряду с общим определением постоянного представительства иностранных организаций необходимо учитывать особенности, закрепленные международными соглашениями. Так, например, в ст.5 Соглашения от 29 мая 1996 г. Между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество установлено, что выражение "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично, в частности через: a) место управления; b) отделение; c) контору; d) фабрику; e) мастерскую и f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.
Вторым условием, определяющим статус иностранных организаций в качестве плательщиков налога на прибыль, является получение доходов от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства. К таким доходам относится:
а) доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство;
б) доход иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ;
в) иные доходы от источников в РФ, перечисленные в п.1 ст.309 Налогового кодекса РФ, относящиеся к постоянному представительству.
Для выполнения налоговых обязанностей данная категория иностранных организаций должна выполнить требования по постановке на налоговый учет в российских налоговых органах в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. приказом МНС РФ от 07.04.2000 г. N АП-3-06/124).
Согласно данному положению иностранные организации в зависимости от срока деятельности на территории РФ делятся на две группы. В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. Если иностранные и международные организации осуществляют деятельность в РФ в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет производится путем направления ими соответствующих уведомлений.
При этом необходимо отметить, что при осуществлении деятельности в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам РФ, иностранная организация должна встать на учет в каждом из указанных мест. Если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу РФ, осуществляющему учет иностранных организаций, то в этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления соответствующего сообщения.
4. Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. К данной категории налогоплательщиков относятся также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации.
Отличительной чертой данной группы иностранных организаций от рассмотренных ранее является то, что получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам в частности относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.
5. От налогоплательщиков налога на прибыль необходимо отличать налоговых агентов.
Согласно ст.24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
При этом необходимо отметить, что налоговыми агентами по налогу на прибыль являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
В соответствии с названной выше ст.24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
Обязанность по удержанию налога на прибыль предусмотрена в двух случаях: а) при выплате дохода от долевого участия, в порядке, предусмотренном п.2 ст.275 Налогового кодекса РФ; б) при выплате доходов иностранным организациям, в порядке, предусмотренном ст.ст.309-310 Налогового кодекса РФ.
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
В отношении данной обязанности необходимо отметить, что глава 25 "Налог на прибыль организаций" четко не устанавливает основания, которые должны рассматриваться в качестве невозможности удержания налога на прибыль. Более того, в п.1 ст.310 Налогового кодекса РФ закреплено, что, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
Согласно п.4 ст.310 Налогового кодекса РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в установленные сроки представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Данная информация предоставляется в виде налогового расчета, форма которого утверждена приказом МНС РФ от 24.01.2002 г. N БГ-3-23/31 "Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов".
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В соответствии со ст.289 Налогового кодекса РФ налоговые агента обязаны представлять в налоговые органы налоговый расчет не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.
- Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий
- Глава 5 Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления
- Глава 6 Определение налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- Глава 7 Налоговые ставки
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Глава 10 Налоговый учет
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим
- Вводные положения
- Действие Закона рф от 27 декабря 1991 г. "о налоге на прибыль предприятий и организаций" в переходный период
- Специальный режим налогообложения по отдельным операциям
- Глава 1. Налогоплательщики
- Глава 2 Объект налогообложения
- Глава 3. Доходы организации
- 1. Классификация доходов
- 2) Внереализационные доходы.
- 2. Доходы от реализации
- 3. Внереализационные доходы
- 4. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Глава 4 Расходы организации
- 1. Группировка расходов Общие положения
- 1. Расходы, связанные с производством и реализацией;
- Основные принципы формирования расходов для целей налогообложения
- 5) Корректировка расходов в целях налогообложения.
- 6) Перенос убытков на будущее.
- 1. Произведение (осуществление) расходов
- 2. Обоснованность расходов
- 3. Документальное подтверждение расходов
- 4. Уменьшение дохода на сумму любых расходов
- 5. Корректировка расходов в целях налогообложения
- 6. Перенос убытков на будущее
- 2. Расходы, связанные с производством и реализацией
- 3. Материальные расходы Общие положения
- Группировка материальных расходов
- Стоимостная оценка материальных расходов
- Возвратные отходы
- Расходы, приравненные к материальным расходам
- Методы оценки материальных ресурсов при списании в производство
- 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов
- 2. Метод оценки по средней стоимости
- 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (фифо)
- 4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (лифо)
- 4. Расходы на оплату труда
- Объекты, не подлежащие амортизации
- 6. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества Общие положения
- Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества
- Нематериальные активы и порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов
- 7. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп Срок полезного использования
- Амортизационные группы
- Принятие на учет амортизируемого имущества
- 8. Методы и порядок расчета сумм амортизации Общие положения
- Линейный метод начисления амортизации
- Нелинейный метод начисления амортизации
- Сравнение двух методов начисления амортизации
- Расчет амортизации по 2 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 3 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 4 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Обобщающая сравнительная таблица по линейному и нелинейному методу амортизации
- 2) Порядок определения стоимости для начисления амортизации
- 3) Порядок определения суммы начисленной амортизации
- 2. При учреждении, ликвидации, реорганизации организации
- 3. Применение повышающих коэффициентов
- 4. Применение понижающих коэффициентов
- 5. Амортизация по объектам основных средств, бывших в употреблении
- 9. Расходы на ремонт основных средств
- 10. Расходы на освоение природных ресурсов Общие положения
- Порядок учета расходов
- 1. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом
- 2. Расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка
- 3. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка
- Общий порядок признания расходов
- Специальный порядок признания безрезультатных работ
- Специальное исключение из порядка признания расходов
- Специальный порядок признания расходов по разведочным скважинам
- 11. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки Общие положения
- Порядок признания и учета расходов
- 12. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества Общие положения
- Обязательное страхование имущества
- Добровольное страхование имущества
- 13. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией Общие положения
- Состав и характеристика "Прочих расходов" по элементам
- 14. Внереализационные расходы
- 15. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам Общие положения
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 16. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 17. Особенности определения расходов при реализации товаров
- Расходы при реализации амортизируемого имущества
- Расходы при реализации прочего имущества
- Расходы при реализации покупных товаров
- 18. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам
- Понятие долгового обязательства
- Сопоставимость условий при начислении процентов
- Предельный уровень процентов, относимых к расходам отчетного (налогового) периода
- Предельный уровень отклонений по заемным средствам, предоставленных иностранной организацией
- 19. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
- Глава 5. Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли
- 1. Метод начисления
- 1.1. Порядок признания доходов при методе начисления
- 1 Правило. По доходам, относящимся к нескольким периодам
- 2 Правило. По доходам от реализации товаров (работ, услуг)
- 3 Правило. По доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг)
- 4 Правило. По доходам в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций
- 5 Правило. По арендным (лицензионным) платежам
- 6 Правило. По штрафным санкциям (возмещаемым убыткам)
- 7 Правило. По доходам от заемных операций
- 15 Правило. По доходам в виде возврата взносов некоммерческими организациями
- 16 Правило. По доходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета доходов в иностранной валюте
- 1.2. Порядок признания расходов при методе начисления
- 9 Правило. По расходам на освоение природных ресурсов
- 10 Правило. По расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 11 Правило. По налогам и сборам
- 12 Правило По отчислениям в резервы
- 13 Правило. По отдельным видам расходов
- 22 Правило. По расходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета расходов в иностранной валюте
- 2. Кассовый метод
- 2.1. Порядок признания доходов при кассовом методе
- 2.2. Порядок признания расходов при кассовом методе
- 1 Правило. По расходам на приобретение сырья и материалов
- 2 Правило. По отдельным видам расходов
- 3 Правило. По амортизации и капитализируемым расходам
- 4 Правило. По налогам и сборам
- Глава 6. Определение налоговой базы
- 1. Общий порядок исчисления налоговой базы
- 1.1. Правила исчисления налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- 2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
- 2.1. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной организацией
- 2.2. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых российской организацией
- 3. Особенности определения налоговой базы при использовании объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы
- 4. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
- 4.1. Налоговая позиция учредителя
- 4.2. Налоговая позиция доверительного управляющего
- 4.3. Налоговая позиция выгодоприобретателя
- 6. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
- 7. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
- 7.1. Особенности налогообложения кредитора
- 7.2. Особенности налогообложения нового кредитора
- 8. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- 8.1. Общий порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, если такие операции не квалифицируются как операции с финансовыми инструментами срочных сделок
- Ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Акции, полученные при увеличении уставного капитала
- Перенос убытков по операциям с ценными бумагами на будущее
- 8.2. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
- 8.3. Особенности определения налоговой базы по сделкам репо с ценными бумагами
- 9. Особенности определения налоговой базы по банкам
- Расходы на формирование резервов банков
- 10. Особенности определения налоговой базы по страховщикам
- 11. Особенности определения налоговой базы негосударственных пенсионных фондов
- 12. Особенности определения налоговой базы организациями потребительской кооперации
- 13. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг
- Формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
- 14. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.1. Общие положения
- 14.2. Основные понятия
- 14.3. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке
- 14.4. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке
- 14.5. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.6. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
- Глава 7. Налоговые ставки
- 1. Общая налоговая ставка
- 2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в рф через постоянное представительство
- 3. Налоговые ставки по доходам в виде дивидендов
- 4. Налоговые ставки по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств
- 5. Налоговая ставка по прибыли Центрального банка рф
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- 1. Налоговый (отчетный) период
- 2. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
- 2.1. Исчисление ежемесячных авансовых платежей
- Общий порядок исчисления
- Специальный порядок исчисления
- 2.2. Исчисление суммы налога у источника выплаты
- 3. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
- 3.1. Сроки уплаты налога налогоплательщиками
- 3.2. Сроки уплаты налога налоговыми агентами
- 4. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
- Исчисление и уплата сумм налога и квартальных авансовых платежей
- 5. Налоговая декларация
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Налоговая база
- Общие правила определения налоговой базы
- Расчетный способ определения налоговой базы
- Определение налоговой базы при наличии двух и более обособленных подразделений
- Налоговые ставки
- Порядок уплаты налога
- Налоговая декларация
- 1.3. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
- 2. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в рф и получающих доходы от источников в рф
- 3. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в рф, удерживаемого налоговым агентом
- 4. Устранение двойного налогообложения
- 5. Специальные положения
- Глава 10 Налоговый учет
- 1. Общие положения
- 1.1. Приоритет налогового учета перед бухгалтерским учетом
- 1.2. Цель налогового учета
- 1.3. Организация налогового учета
- 1.4. Данные налогового учета
- 1.5. Налоговая тайна
- 2. Аналитические регистры налогового учета
- Правила установления и ведения регистров налогового учета
- 3. Порядок составления расчета налоговой базы
- Организация расчета налоговой базы
- Расчет налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль
- 4. Порядок налогового учета доходов от реализации
- 4.1. Определение доходов по видам деятельности
- 4.2. Общий порядок определения выручки от реализации
- 4.3. Особенности определения выручки по некоторым операциям
- 1. Цена товара выражена в валюте
- 2. Цена товара выражена в условных единицах
- 3. Выручка при реализации через комиссионера
- 4. Товарный кредит
- 5. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
- 6. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
- 6.1. Прямые и косвенные расходы
- 1) Прямые
- 2) Косвенные
- 6.2. Распределение расходов
- 7. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
- 7.1. Оценка остатков незавершенного производства
- 7.2. Оценка остатков готовой продукции на складе
- 7.3. Оценка остатков отгруженной, но нереализованной продукции
- 8. Порядок определения расходов по торговым операциям
- 9. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
- 10.2. Особенности начисления амортизации по некоторым операциям
- 10.3. Особенности определения первоначальной стоимости нематериальных активов, которые не числились таковыми в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 года
- 11. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
- 11.2. Учет доходов (расходов) в целях налогообложения по операциям с амортизируемым имуществом
- 12. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
- 12.1. Организация аналитического учета по учету расходов на ремонт основных средств
- 12.2. Формирование резервов предстоящих расходов на ремонт
- 12.3. Учет расходов на ремонт арендуемых основных средств
- 13.2. Специальный расчет (смета) отчислений в резерв
- 13.3. Инвентаризация резерва на конец отчетного периода
- 13.4. Порядок уточнения размера резерва
- 13.5. Распределение отчислений в резерв в налоговом учете
- 14.2. Группировка расходов на освоение природных ресурсов
- 14.3. Учет расходов при проведении геолого-поисковых работ и геологоразведочных работ по разведке полезных ископаемых
- 14.4. Особенности учета расходов на освоение природных ресурсов, связанные со строительством объектов
- 15. Порядок ведения налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.1. Общий порядок налогового учета
- 15.2. Определения налоговой базы
- 15.3. Особенности налогового учета сделок, заключенным с целью с хеджирования
- 15.4. Особенности налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок при применении кассового метода
- 16.2. Порядок признания доходов (расходов) в виде процентов
- 1) Общий порядок признания доходов в виде процентов
- 2) Особенности исчисления дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам
- 17. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
- 18. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
- 19. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
- 20. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
- 21. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов по сделкам репо с ценными бумагами
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим налогообложения
- 1. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на метод начислений
- 1 Правило. О начислении дополнительных доходов от реализации
- 2 Правило. О начислении дополнительных расходов по производству и реализации
- 3 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов
- 4 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов
- 5 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов по особым операциям
- 6 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов по особым операциям
- 7 Правило. О начислении дополнительных доходов в виде сумм, подлежащих единовременному восстановлению
- 8 Правило. О начислении дополнительных расходов в виде сумм, подлежащих единовременному списанию
- 9 Правило. О формировании налоговой базы переходного периода
- 12 Правило. О формировании исходных данных налогового учета по состоянию на 1 января 2002 года
- 13 Правило. Об учете в целях налогообложения убытков прошлых лет по состоянию на 1 января 2002 года
- 14 Правило. О декларировании налога на прибыль с налоговой базы переходного периода
- 2. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на кассовый метод
- 3.2. Перерасчет налоговых обязательств по текущему налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года