Группировка материальных расходов
В соответствии с п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся следующие затраты:
1. На приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Данный вид материалов в бухгалтерском учете учитываются, как правило, по статье "Основные материалы".
2. На приобретение материалов, которые используются по следующим направлениям:
а) для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).
Упаковка продукции представляет собой средство или комплекс средств, обеспечивающий защиту продукции от повреждений или потерь, а окружающую среду от загрязнений. В понятие упаковка входит также процесс по укладке и затариванию товара в специальные приспособления, необходимые для его перевозки и транспортировки, в частности в мешки, баллоны, ящики, коробки, бочки, контейнеры и иные емкости.
Внешне упаковка зависит от особенностей продукции. Обычно различают внешнюю упаковку - тару, и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара.
В затраты на упаковку продукции входит:
- фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при упаковке товаров;
- плата за услуги сторонних организаций по упаковке товаров.
Другим видом расходов являются затраты, связанные с хранением. Хранение продукции представляет собой содержание продукции в местах ее размещения в соответствии с установленными правилами, предусматривающими обеспечение ее сохранности до использования по назначению в течение заданного срока.
В расходы по хранению включаются:
- плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;
- расходы по содержанию собственных складов готовой продукции;
- расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);
- расходы на содержание холодильного оборудования, если это обусловлено спецификой производства;
- другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).
Отметим, что не всегда на предприятиях существуют специализированные склады для хранения готовой продукции. Часто на складе могут одновременно храниться закупленное оборудование, готовая продукция и т.д. В этом случае непосредственно в целях налогообложения будут учитываться только затраты по хранению готовой продукции предприятия, а не все затраты предприятия по хранению перечисленных товарно-материальных ценностей. Если речь идет о хранении закупленного предприятием оборудования, то согласно п.43 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а также п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ основные средства предприятия отражаются в учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Если это оборудование хранилось на складах, то эти затраты относятся на удорожание основных средств. Следовательно, для правильного формирования расходов при таких условиях необходимо обеспечить раздельный учет затрат по хранению.
б) на другие производственные и хозяйственные нужды.
Например, на проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели.
3. На приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества.
По данной статье учитываются затраты на приобретение указанного имущества в случае, если оно не является амортизируемым согласно ст.256 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст.221 Трудового кодекса РФ и ст.14, 17 Федерального закона от 17 июля 1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены Постановлением Минтруда России от 30.12.1997 N 69.
В соответствии с Методическими рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ не являются экономически оправданными затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений в случае, если обязательное применение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений работниками конкретной профессии не предусмотрено законодательством РФ.
По нашему мнению, позиция налогового ведомства в данном случае выходит за рамки как самого принципа обоснованности, так и за пределы подп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ. Действительно существование нормативных актов, предусматривающих наличие индивидуальных средств защиты, автоматически обуславливает (экономически оправдывает) наличие затрат на приобретение спецодежды. Однако, если налогоплательщик обоснует необходимость осуществления затрат на приобретение спецодежды в иных случаях, то данные затраты также должны учитываться для целей налогообложения.
4. На приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации.
Данные расходы учитываются по статье "Покупные полуфабрикаты и комплектующие".
5. На приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самой организацией для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Данный вид расходов отражает энергетические расходы предприятия и учитывается по статьям "Топливо" и "Энергия".
Указанные расходы должны быть обоснованы технологическим процессом. В случае перерасхода электроэнергии, превышения норм потребления воды, не обусловленных технологическим процессом, затраты следует считать экономически неоправданными.
6. На приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самой организации:
- по перевозкам грузов внутри организации - "внутризаводское перемещение грузов" (например, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения);
- по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
На последний случай хотелось бы обратить особое внимание, поскольку для учета данных расходов в целях налогообложения в договорах необходимо указывать пункт доставки и в том случае, когда происходит изменение пункта доставки, это необходимо оформить документально. В противном случае данные расходы в целях налогообложения учитывать нельзя.
В этой связи укажем, что при реализации продукции стороны несут расходы, связанные с транспортировкой продукции от поставщика к покупателю. В одних случаях эти расходы целиком падают на поставщика, в других - на покупателя, в третьих - частично на поставщика и частично на покупателя. Конкретный порядок распределения транспортных расходов между сторонами зависит от того, в какой мере они учтены при согласовании цены на продукцию.
Обычно, в так называемых базовых условиях поставки, содержится указание на то, что цена установлена сторонами франко - определенное место. Это значит, что расходы по доставке продукции до такого места несет поставщик, а остальные покупатель.
В отечественной практике обычно применяется четыре вида цен:
- франко-склад поставщика (или иначе самовывоз);
- франко-вагон станции отправления;
- франко-вагон станции назначения;
- франко-склад покупателя.
В первом случае все транспортные расходы несет покупатель, во втором и третьем - расходы частично распределены между сторонами, в четвертом транспортные расходы целиком падают на поставщика. Условиями договоров могут быть предусмотрены и иные франко-цены.
Если в договоре поставки базовые условия не определены, то применяются общие правила перехода права собственности на продаваемое имущество, согласно которым право собственности у приобретателя возникает с момента передачи этого имущества (ст.223 Гражданского кодекса РФ). Передачей признается сдача перевозчику для отправки приобретателю (ст.224 Гражданского кодекса РФ).
В международной торговле и при заключении внешнеторговых контрактов стороны обычно определяют базовые условия поставки путем присоединения к Международным правилам по толкованию торговых терминов - "Инкотермс" (СИФ, ФОБ, ФАС и т.д., всего более 20).
Если по условиям договора покупатель обязан возместить поставщику сумму фактически произведенных последним транспортных расходов по доставке товара покупателю, то транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара и вне зависимости от того, на счет какой организации (поставщика или перевозчика) перечислены денежные средства, включаются покупателем в балансовую стоимость товара (материала).
Сложным до сих пор является вопрос об источнике уплаты так называемых платежей демерредж и диспач.
Демерредж представляет собой плату перевозчику за дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания судна в порту, т.е. за задержку судна в порту после погрузки на него товара. Диспач - это вознаграждение перевозчику за досрочное окончание погрузки товара в судно до истечения нормативного периода (ст.136 Кодекса торгового мореплавания СССР). Согласно п.15 Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460) условия о демерредже и диспаче обычно предусматриваются сторонами в контракте как условия о распределении между ними транспортных расходов (расходов по договору перевозки грузов морским транспортом). Иными словами, наряду с чисто традиционными транспортными расходами, такими как фрахт, законодательством и контрактом могут быть предусмотрены и иные разновидности платы перевозчику, что позволяет рассматривать демерредж и диспач как разновидность транспортных расходов. Таким образом, если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что предприятие несет расходы по демерреджу и диспачу, то эти расходы должны учитываться в целях налогообложения.
7. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Как видно из анализа вышеуказанной нормы перечень расходов не является исчерпывающим, поскольку в тексте указано "... и другие аналогичные расходы". Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ст.45 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" предприятия, учреждения, организации обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, и обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий. Именно поэтому при характеристике затрат и при решении вопроса об их учете в целях налогообложения необходимо руководствоваться ст.45 вышеуказанного Закона. Так, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии с данной статьей по предписанию государственных экологических органов, относятся к такого рода затратам.
Кроме того, представляется возможным учитывать в качестве расходов и затраты по оплате услуг специализированных организаций по разработке и корректировке проектов нормативов ПДС, ПДВ, ПДРО, а также расходов на оплату услуг по разработке экологического паспорта предприятия. Что касается проведения государственной экологической экспертизы, а также работ по контролю за соблюдением установленных нормативов природопользования, то необходимо отметить следующее. Если данные работы осуществляются специально уполномоченными государственными органами Управления по охране окружающей среды, то и расходы по оплате вышеперечисленных услуг, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения.
Согласно рассматриваемой норме платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду учитываются в целях налогообложения, а платежи за превышение их, соответственно, не учитываются.
Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду производятся в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды". На основании этого Закона Правительством РФ был принят Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением от 28.08.92 г. N 632.
В соответствии с этим Постановлением были разработаны следующие документы: Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (утв. Министерством охраны окружающей среды от 27.10.92 г.) и Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды (письмо Минфина РФ от 22.12.92 г. N 09-05-12 и письмо Министерства охраны окружающей среды от 21.12.92 г. N 04-04-/72-6344).
Платежи за выбросы загрязняющих веществ вносят предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Платежи взимаются за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 632, устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), которые определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Одним из спорных вопросов, который может возникнуть во взаимоотношениях между предприятиями и налоговыми органами, является вопрос, а следует ли включать в расходы плату за размещение отходов. Ведь фактически в ст.254 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в расходы лишь платы за выбросы (сбросы).
Отметим, что фактически не делается различия между такими самостоятельными видами загрязнения окружающей среды как: а) выбросы; б) сбросы; в) размещение отходов.
По данным видам загрязнений природной среды предусмотрены как самостоятельные нормативы, так и самостоятельный порядок расчетов платы за каждый из видов загрязнений. Отсутствие в тексте Кодекса такого понятия как размещение отходов может быть объяснено сложностью и специфичностью данной проблемы. Для корректной формулировки данного подпункта требуются специальные знания и привлечение специалистов в области природопользования.
Тем не менее, основание для учета подобных затрат в целях налогообложения имеется, поскольку в тексте подп.7 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ указано "...и другие аналогичные расходы", что позволяет трактовать данную норму расширительно.
- Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий
- Глава 5 Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления
- Глава 6 Определение налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- Глава 7 Налоговые ставки
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Глава 10 Налоговый учет
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим
- Вводные положения
- Действие Закона рф от 27 декабря 1991 г. "о налоге на прибыль предприятий и организаций" в переходный период
- Специальный режим налогообложения по отдельным операциям
- Глава 1. Налогоплательщики
- Глава 2 Объект налогообложения
- Глава 3. Доходы организации
- 1. Классификация доходов
- 2) Внереализационные доходы.
- 2. Доходы от реализации
- 3. Внереализационные доходы
- 4. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Глава 4 Расходы организации
- 1. Группировка расходов Общие положения
- 1. Расходы, связанные с производством и реализацией;
- Основные принципы формирования расходов для целей налогообложения
- 5) Корректировка расходов в целях налогообложения.
- 6) Перенос убытков на будущее.
- 1. Произведение (осуществление) расходов
- 2. Обоснованность расходов
- 3. Документальное подтверждение расходов
- 4. Уменьшение дохода на сумму любых расходов
- 5. Корректировка расходов в целях налогообложения
- 6. Перенос убытков на будущее
- 2. Расходы, связанные с производством и реализацией
- 3. Материальные расходы Общие положения
- Группировка материальных расходов
- Стоимостная оценка материальных расходов
- Возвратные отходы
- Расходы, приравненные к материальным расходам
- Методы оценки материальных ресурсов при списании в производство
- 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов
- 2. Метод оценки по средней стоимости
- 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (фифо)
- 4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (лифо)
- 4. Расходы на оплату труда
- Объекты, не подлежащие амортизации
- 6. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества Общие положения
- Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества
- Нематериальные активы и порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов
- 7. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп Срок полезного использования
- Амортизационные группы
- Принятие на учет амортизируемого имущества
- 8. Методы и порядок расчета сумм амортизации Общие положения
- Линейный метод начисления амортизации
- Нелинейный метод начисления амортизации
- Сравнение двух методов начисления амортизации
- Расчет амортизации по 2 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 3 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Расчет амортизации по 4 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
- Обобщающая сравнительная таблица по линейному и нелинейному методу амортизации
- 2) Порядок определения стоимости для начисления амортизации
- 3) Порядок определения суммы начисленной амортизации
- 2. При учреждении, ликвидации, реорганизации организации
- 3. Применение повышающих коэффициентов
- 4. Применение понижающих коэффициентов
- 5. Амортизация по объектам основных средств, бывших в употреблении
- 9. Расходы на ремонт основных средств
- 10. Расходы на освоение природных ресурсов Общие положения
- Порядок учета расходов
- 1. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом
- 2. Расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка
- 3. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка
- Общий порядок признания расходов
- Специальный порядок признания безрезультатных работ
- Специальное исключение из порядка признания расходов
- Специальный порядок признания расходов по разведочным скважинам
- 11. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки Общие положения
- Порядок признания и учета расходов
- 12. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества Общие положения
- Обязательное страхование имущества
- Добровольное страхование имущества
- 13. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией Общие положения
- Состав и характеристика "Прочих расходов" по элементам
- 14. Внереализационные расходы
- 15. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам Общие положения
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 16. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 17. Особенности определения расходов при реализации товаров
- Расходы при реализации амортизируемого имущества
- Расходы при реализации прочего имущества
- Расходы при реализации покупных товаров
- 18. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам
- Понятие долгового обязательства
- Сопоставимость условий при начислении процентов
- Предельный уровень процентов, относимых к расходам отчетного (налогового) периода
- Предельный уровень отклонений по заемным средствам, предоставленных иностранной организацией
- 19. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
- Глава 5. Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли
- 1. Метод начисления
- 1.1. Порядок признания доходов при методе начисления
- 1 Правило. По доходам, относящимся к нескольким периодам
- 2 Правило. По доходам от реализации товаров (работ, услуг)
- 3 Правило. По доходам в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг)
- 4 Правило. По доходам в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций
- 5 Правило. По арендным (лицензионным) платежам
- 6 Правило. По штрафным санкциям (возмещаемым убыткам)
- 7 Правило. По доходам от заемных операций
- 15 Правило. По доходам в виде возврата взносов некоммерческими организациями
- 16 Правило. По доходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета доходов в иностранной валюте
- 1.2. Порядок признания расходов при методе начисления
- 9 Правило. По расходам на освоение природных ресурсов
- 10 Правило. По расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 11 Правило. По налогам и сборам
- 12 Правило По отчислениям в резервы
- 13 Правило. По отдельным видам расходов
- 22 Правило. По расходам в виде суммовых разниц
- Особенности учета расходов в иностранной валюте
- 2. Кассовый метод
- 2.1. Порядок признания доходов при кассовом методе
- 2.2. Порядок признания расходов при кассовом методе
- 1 Правило. По расходам на приобретение сырья и материалов
- 2 Правило. По отдельным видам расходов
- 3 Правило. По амортизации и капитализируемым расходам
- 4 Правило. По налогам и сборам
- Глава 6. Определение налоговой базы
- 1. Общий порядок исчисления налоговой базы
- 1.1. Правила исчисления налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- 2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
- 2.1. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной организацией
- 2.2. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых российской организацией
- 3. Особенности определения налоговой базы при использовании объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы
- 4. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
- 4.1. Налоговая позиция учредителя
- 4.2. Налоговая позиция доверительного управляющего
- 4.3. Налоговая позиция выгодоприобретателя
- 6. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
- 7. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
- 7.1. Особенности налогообложения кредитора
- 7.2. Особенности налогообложения нового кредитора
- 8. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- 8.1. Общий порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, если такие операции не квалифицируются как операции с финансовыми инструментами срочных сделок
- Ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Акции, полученные при увеличении уставного капитала
- Перенос убытков по операциям с ценными бумагами на будущее
- 8.2. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
- 8.3. Особенности определения налоговой базы по сделкам репо с ценными бумагами
- 9. Особенности определения налоговой базы по банкам
- Расходы на формирование резервов банков
- 10. Особенности определения налоговой базы по страховщикам
- 11. Особенности определения налоговой базы негосударственных пенсионных фондов
- 12. Особенности определения налоговой базы организациями потребительской кооперации
- 13. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг
- Формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
- 14. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.1. Общие положения
- 14.2. Основные понятия
- 14.3. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке
- 14.4. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке
- 14.5. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 14.6. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
- Глава 7. Налоговые ставки
- 1. Общая налоговая ставка
- 2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в рф через постоянное представительство
- 3. Налоговые ставки по доходам в виде дивидендов
- 4. Налоговые ставки по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств
- 5. Налоговая ставка по прибыли Центрального банка рф
- Глава 8 Порядок исчисления и уплаты налога
- 1. Налоговый (отчетный) период
- 2. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
- 2.1. Исчисление ежемесячных авансовых платежей
- Общий порядок исчисления
- Специальный порядок исчисления
- 2.2. Исчисление суммы налога у источника выплаты
- 3. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
- 3.1. Сроки уплаты налога налогоплательщиками
- 3.2. Сроки уплаты налога налоговыми агентами
- 4. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
- Исчисление и уплата сумм налога и квартальных авансовых платежей
- 5. Налоговая декларация
- Глава 9 Особенности налогообложения в международной сфере
- Налоговая база
- Общие правила определения налоговой базы
- Расчетный способ определения налоговой базы
- Определение налоговой базы при наличии двух и более обособленных подразделений
- Налоговые ставки
- Порядок уплаты налога
- Налоговая декларация
- 1.3. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
- 2. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в рф и получающих доходы от источников в рф
- 3. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в рф, удерживаемого налоговым агентом
- 4. Устранение двойного налогообложения
- 5. Специальные положения
- Глава 10 Налоговый учет
- 1. Общие положения
- 1.1. Приоритет налогового учета перед бухгалтерским учетом
- 1.2. Цель налогового учета
- 1.3. Организация налогового учета
- 1.4. Данные налогового учета
- 1.5. Налоговая тайна
- 2. Аналитические регистры налогового учета
- Правила установления и ведения регистров налогового учета
- 3. Порядок составления расчета налоговой базы
- Организация расчета налоговой базы
- Расчет налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль
- 4. Порядок налогового учета доходов от реализации
- 4.1. Определение доходов по видам деятельности
- 4.2. Общий порядок определения выручки от реализации
- 4.3. Особенности определения выручки по некоторым операциям
- 1. Цена товара выражена в валюте
- 2. Цена товара выражена в условных единицах
- 3. Выручка при реализации через комиссионера
- 4. Товарный кредит
- 5. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
- 6. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
- 6.1. Прямые и косвенные расходы
- 1) Прямые
- 2) Косвенные
- 6.2. Распределение расходов
- 7. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
- 7.1. Оценка остатков незавершенного производства
- 7.2. Оценка остатков готовой продукции на складе
- 7.3. Оценка остатков отгруженной, но нереализованной продукции
- 8. Порядок определения расходов по торговым операциям
- 9. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
- 10.2. Особенности начисления амортизации по некоторым операциям
- 10.3. Особенности определения первоначальной стоимости нематериальных активов, которые не числились таковыми в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 года
- 11. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
- 11.2. Учет доходов (расходов) в целях налогообложения по операциям с амортизируемым имуществом
- 12. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
- 12.1. Организация аналитического учета по учету расходов на ремонт основных средств
- 12.2. Формирование резервов предстоящих расходов на ремонт
- 12.3. Учет расходов на ремонт арендуемых основных средств
- 13.2. Специальный расчет (смета) отчислений в резерв
- 13.3. Инвентаризация резерва на конец отчетного периода
- 13.4. Порядок уточнения размера резерва
- 13.5. Распределение отчислений в резерв в налоговом учете
- 14.2. Группировка расходов на освоение природных ресурсов
- 14.3. Учет расходов при проведении геолого-поисковых работ и геологоразведочных работ по разведке полезных ископаемых
- 14.4. Особенности учета расходов на освоение природных ресурсов, связанные со строительством объектов
- 15. Порядок ведения налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.1. Общий порядок налогового учета
- 15.2. Определения налоговой базы
- 15.3. Особенности налогового учета сделок, заключенным с целью с хеджирования
- 15.4. Особенности налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок при применении кассового метода
- 16.2. Порядок признания доходов (расходов) в виде процентов
- 1) Общий порядок признания доходов в виде процентов
- 2) Особенности исчисления дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам
- 17. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
- 18. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
- 19. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
- 20. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
- 21. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов по сделкам репо с ценными бумагами
- Глава 11 Особенности перехода с 1 января 2002 года на новый режим налогообложения
- 1. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на метод начислений
- 1 Правило. О начислении дополнительных доходов от реализации
- 2 Правило. О начислении дополнительных расходов по производству и реализации
- 3 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов
- 4 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов
- 5 Правило. О начислении дополнительных внереализационных доходов по особым операциям
- 6 Правило. О начислении дополнительных внереализационных расходов по особым операциям
- 7 Правило. О начислении дополнительных доходов в виде сумм, подлежащих единовременному восстановлению
- 8 Правило. О начислении дополнительных расходов в виде сумм, подлежащих единовременному списанию
- 9 Правило. О формировании налоговой базы переходного периода
- 12 Правило. О формировании исходных данных налогового учета по состоянию на 1 января 2002 года
- 13 Правило. Об учете в целях налогообложения убытков прошлых лет по состоянию на 1 января 2002 года
- 14 Правило. О декларировании налога на прибыль с налоговой базы переходного периода
- 2. Предприятия, переходящие с 1 января 2002 года на кассовый метод
- 3.2. Перерасчет налоговых обязательств по текущему налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года