logo search
Учебник финансовое право

§ 1. Понятие страхового рынка.

Страхование как экономическая и правовая категории

Осуществление страхования обусловлено определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий.

В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

Объективный характер страхования возлагает на государство обязанность организовать страховое дело, создать в обществе условия для его развития и достижения с его помощью общесоциальных целей и задач. Организация страхового дела основывается на том, что страхование является самостоятельным институтом финансовой системы общества.

Страхование может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.

Правовое понятие страхования дается в Законе об организации страхового дела в РФ: это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ст. 2).

В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория. В этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда и опосредуемые нормами права.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также оказывает положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется главным образом из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование - обязательное условие общественного воспроизводства, поэтому, как отмечается в экономической литературе, затраты по обеспечению страховой защиты должны входить в издержки производства. В настоящее время хозяйствующие субъекты не могут все затраты на страхование относить на издержки производства, это является одним из сдерживающих обстоятельств развития современного российского страхового рынка <1>. Учитывая необходимость создания государством комплекса мероприятий, условий для функционирования страхования, целесообразно подробнее остановиться на характеристике страхового рынка.

--------------------------------

<1> См.: Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лумина, В.А. Слепова. М., 2003. С. 547.

Страховой рынок представляет собой составную часть финансового рынка страны, так же как страхование выступает, как отмечалось ранее, институтом финансовой системы общества. Страховой рынок представляет собой систему отношений, объективно складывающихся между страхователями, страховщиками, иными субъектами в процессе формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела.

Место страхового рынка в финансовой сфере и потребность его регулирования нормами финансового права обусловлены следующими важнейшими обстоятельствами:

- во-первых, существует объективная потребность в страховой защите, что ведет к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества;

- во-вторых, страхование осуществляется в денежной форме, что объективно связывает его с иными институтами финансовой системы;

- в-третьих, эффективно функционирующий страховой рынок способствует стабилизации денежного обращения в стране.

Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

Объективная потребность возмещения возникающих материальных потерь обусловливает необходимость возникновения соответствующих взаимоотношений между людьми по их предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению. Это, в свою очередь, направлено на обеспечение непрерывного, бесперебойного процесса производства и воспроизводства в обществе, на поддержание стабильного уровня жизни.

Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите имеет всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами. Перечисленные институты выступают в возникающих страховых отношениях в качестве страхователей, выгодоприобретателей.

Помимо воздействия на общественное воспроизводство страховой рынок оказывает влияние на финансовые потоки, поскольку страховые фонды формируются за счет перераспределения финансов хозяйствующих субъектов, граждан; в свою очередь страховые фонды размещаются в иных институтах финансовой системы, обслуживают инвестиционную и иные виды деятельности различных субъектов. Проведение страховщиками страховой, инвестиционной деятельности, необходимость размещения страховых фондов, уплаты налогов связаны с отчислением в бюджеты, внебюджетные государственные фонды соответствующих платежей.

Экономисты отмечают не только основы взаимодействия и взаимосвязи различных институтов финансовой системы, но и конкуренцию в привлечении свободных денежных средств населения и организаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лумина, В.А. Слепова. С. 547.

Страховой рынок как институт финансового рынка и страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляют следующие основные функции:

1) предупредительную - связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей;

2) восстановительную или компенсационную (защитную) - заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем;

3) сберегательную - направлена на сохранение страховых взносов в течение длительного периода. В отличие от банковской системы, для которой также характерна сберегательная функция, страховщики выплачивают не регулярные доходы владельцам вкладов, а только разовые компенсации. Одновременно данная функция состоит в постоянном увеличении финансовых возможностей, стабильности страхового рынка;

4) контрольную - проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов, участвовавших в формировании страховых резервов;

5) инвестиционную - связана с размещением страховщиками временно свободных денежных средств страховых фондов в ценные бумаги, депозиты банков и т.д.

- В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Эта важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой институт - страховое право. Нормы страхового права регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.

Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.

Источниками страхового права являются нормативные правовые акты разного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института.

К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся:

- ГК РФ (ст. ст. 927 - 970);

- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "О страховании" <1> в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" <2>, с последующими изменениями и дополнениями;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56 (документ утратил силу).

<2> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 4.

- Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

- Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ;

- Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.

В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как "страхователь", "страховщик", "страховой риск", "страховой случай", "страховая сумма", "страховая выплата", "страховая премия", "страховой взнос", "тариф", "договор страхования" и др.

В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах, например, в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" <1>, содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в таких законах, как Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <1>, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <2>, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

<2> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.

<3> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания РФ (гл. XV - о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. ст. 38 и 39 Закона о банках; медицинское страхование регулируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования".

Источником правового регулирования страхования являются и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Минфина России, например, Приказом от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов" <1>, инструкциями Минфина России, нормативными актами ЦБ РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2005. N 36.

Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств, например, Приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" <1>, Приказом директора ФСБ России от 21 сентября 2009 г. N 477 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы" <2>.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 1999. N 7.

<2> БНА РФ. 2009. N 50.

В результате воздействия указанных нормативных правовых актов на общественные отношения в сфере страхования они приобретают форму страхового правоотношения.