logo
Учебник финансовое право

§ 6. Отдельные механизмы размещения заказов

Информационное обеспечение размещения заказов включает:

- размещение в официальных изданиях сведений, содержащих извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещение о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, сведений о протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, сведений о поступлении в контролирующие органы на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, ответственных за проведение процедур размещения заказов, жалоб и о принятых контролирующими органами решениях и предписаниях по таким жалобам;

- размещение реестров недобросовестных поставщиков и реестров государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;

- другую информацию, размещение которой в официальных изданиях предусмотрено законодательством о размещении заказов.

Вопрос информационного обеспечения имеет важное значение для поддержания и развития добросовестной конкуренции за право получить публичный заказ, для минимизации злоупотреблений и борьбы с ними, в том числе с субъективизмом при отборе победителей процедур размещения заказов; своевременное, качественное, доступное и полное информационное обеспечение процедур размещения заказов имеет важное значение для обеспечения и защиты прав и законных интересов участников процедур размещения заказов.

Поэтому в новом Законе о размещении заказов этот институт получил существенное развитие в сторону обеспечения прозрачности, полноты, оперативности размещения информации о размещении заказов. В старом законодательстве о размещении заказов в качестве обязательной формы размещения информации о заказах устанавливалось опубликование такой информации только в печатных СМИ.

Теперь, хотя использование печатных СМИ для этих целей еще некоторое время сохранится, определяющее значение в информационном обеспечении размещения заказов будет иметь Интернет. Сейчас помимо печатных СМИ используются официальные сайты федерального уровня по федеральным заказам, а также региональные и местные - для размещения информации соответственно по региональным и муниципальным заказам.

К 2011 г. информационное обеспечение процедур размещения заказов должно быть сведено в единый федеральный портал. Обязательное размещение информации о государственных и муниципальных закупках в сети Интернет значительно расширяет круг потенциальных участников размещения заказов. В данных условиях недобросовестному заказчику уже практически невозможно скрыть факт размещения заказов от неограниченного круга возможных поставщиков-конкурентов, как это было прежде, когда информация о проведении торгов публиковалась в какой-либо газете, известной, а иногда и доступной ограниченному кругу лиц, часто заранее знавших о намечаемых торгах, их предмете и цене от самого заказчика.

Подробнее об информационном обеспечении процедур размещения заказов см. в ст. 16 Закона о размещении заказов, а также переходных положениях и положениях, регламентирующих порядок вступления в силу отдельных норм Закона о размещении заказов.

Реестр государственных или муниципальных контрактов и реестр недобросовестных поставщиков. К важным институтам Закона о размещении заказов относятся институты реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, а также реестров недобросовестных поставщиков. Напомним, что ст. 73 БК РФ предусматривается ведение реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Устанавливается, что бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Данные нормы, очевидно, способствуют повышению прозрачности расходования государственных и муниципальных средств. Примером закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, можно считать, в частности, случай, предусмотренный п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, когда размещение заказа может осуществляться не только на основе государственного или муниципального контракта, но и посредством заключения иных форм гражданско-правовых договоров.

В целях дальнейшего повышения прозрачности публичных закупок институт реестра закупок получил развитие и в Законе о размещении заказов, но уже в отношении тех закупок, которые совершены посредством заключения государственных и муниципальных контрактов. В реестры вносятся сведения о заключенных по итогам процедур размещения заказов государственных и муниципальных контрактах.

При этом в указанные реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов. В данном пункте речь идет о возможности заключения договора с единственным исполнителем, если сумма договора не превышает минимальной предельной суммы расчетов наличными деньгами, установленной Банком России (о размещении заказов у единственного исполнителя и других способах размещения заказов подробнее см. далее). Часть 2 ст. 18 Закона о размещении заказов определяет основные положения ведения таких реестров, в том числе сведения, которые должны содержаться в данных реестрах.

Цель ведения реестров контрактов - содействие обеспечению прозрачности проведения процедур размещения заказов. Открытость сведений о заключенных контрактах затрудняет осуществление злоупотреблений государственными или муниципальными заказчиками (уполномоченными органами) и дает возможность заинтересованным лицам, участникам размещения заказов, которые считают, что их права и интересы были нарушены лицом, размещающим заказ, защитить свои права в суде или квазисудебном контролирующем органе, в соответствии с правилами, предусмотренными Законом о размещении заказов.

В отличие от реестра контрактов создание института реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного ст. 19 Закона о размещении заказов, направлено, напротив, на защиту интересов государственных или муниципальных заказчиков. Закон предоставляет много прав и механизмов защиты для предпринимателей - участников процедур размещения заказов, существенно снижает административные барьеры для данных лиц. Вместе с тем законодатель не мог не предусмотреть механизмы защиты и для государства как заказчика, заинтересованного в качественном, своевременном и эффективном выполнении подрядчиком условий поставок товаров, выполнения работ или услуг.

В связи с тем что квалификационные требования были в Законе о размещении заказов сведены до минимума, наряду с такими институтами обеспечения исполнения обязательства со стороны подрядчиков, как, например, банковская гарантия, и другими был предусмотрен особый механизм защиты прав заказчиков - институт реестра недобросовестных поставщиков.

В эти реестры, согласно ст. 19 Закона о размещении заказов, включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов. Иными словами, данный институт направлен на защиту заказчиков от злоупотреблений или недобросовестного поведения со стороны участников размещения заказов.

Перечень сведений, которые должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков, указан в ч. 3 ст. 19 Закона о размещении заказов.

Специфика регулирования отдельных случаев размещения заказов. Закон о размещении заказов также определяет специфику отдельных случаев размещения заказов, в том числе особенности проведения творческих конкурсов, размещения заказов для нужд обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка, участия иностранных предпринимателей в размещении заказов и др.

В Законе о размещении заказов также определяются вопросы предоставления преимуществ отдельным категориям поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Так, ст. 15 Закона о размещении заказов регламентирует особенности размещения заказов путем проведения торгов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства. Посредством данной статьи и ряда других положений Закона о размещении заказов создается действенный механизм поддержки и развития малого предпринимательства за счет создания благоприятствующих условий участия в государственном заказе.

В Законе о размещении заказов также определяется порядок предоставления преференций учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при размещении заказов.