logo
Учебник финансовое право

§ 5. Основные положения о контроле в сфере

размещения государственного или муниципального заказа

К нарушителям законодательства о размещении заказов могут быть применены меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе административным, уголовным, гражданским.

Порядок контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов законодательно определен прежде всего в ст. ст. 17, 17.1, 17.2, гл. 8, а также некоторых других положениях Закона о размещении заказов. Согласно Закону о размещении заказов, в частности положениям ст. 17, контроль в сфере размещения заказов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в рамках определенной для данных органов Законом о размещении заказов, прежде всего ст. 17 и гл. 8, компетенции.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 <1> уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1017.

<2> СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 358.

Таким образом, федеральными контролирующими органами исполнительной власти в сфере размещения заказов являются Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу, осуществляющие соответственно контроль и надзор за соблюдением законодательства о размещении заказов в сфере оборонного заказа.

Контрольные полномочия органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления ограничены соответственно контролем размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В то же время федеральный контролирующий орган вправе проводить проверки размещения не только федеральных заказов, но и региональных и местных.

Данные федеральные, региональные и местные органы контролируют процедуры размещения заказов.

Контролирующие органы имеют значительные квазисудебные полномочия, в том числе полномочия по отмене результатов процедур размещения заказов. Контролирующие органы также уполномочены применять меры административной ответственности, за исключением контролирующих органов местного самоуправления, которые в случае обнаружения в ходе контрольной деятельности признаков административного правонарушения обязаны направить соответствующие материалы в федеральный или региональный контролирующий орган в сфере размещения заказов.

Однако указанные федеральные, региональные и местные органы не имеют полномочий на осуществление уголовного преследования, которое находится в ведении ограниченного круга органов власти, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе РФ <1>. Поэтому если федеральные, региональные, местные органы, осуществляющие контроль в сфере госзакупок, в результате проведения плановых и внеплановых проверок выявят в действиях (бездействии) проверяемых лиц признаки состава преступления, то они обязаны передать информацию о совершении указанных действий (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы для применения соответствующих мер реагирования.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Правоохранительные органы имеют и другие полномочия в сфере размещения заказа. Так, органы внутренних дел оказывают содействие контролирующим органам в сфере размещения заказов при проведении проверок. Важными надзорными полномочиями за исполнением законодательства в сфере размещения заказов, естественно, обладает Прокуратура РФ как орган общего надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации.

В процессе контроля за законностью процедур размещения заказов антимонопольные органы действуют согласно не только требованиям к процедурам размещения заказов и контрольными полномочиям, предоставленным данным органам законодательством о размещении заказов, но и требованиям к данным процедурам и контрольным полномочиям, установленным антимонопольным законодательством.

Антимонопольные требования к процедурам размещения заказов определены в Федеральном законе "О защите конкуренции". Данные требования существенно дополняют положения законодательства о размещении заказов в части обеспечения и развития конкуренции при размещении заказов. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при размещении заказов осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции".

Наряду с контролем процедур размещения заказов, процедур отбора исполнителей заказов важным элементом контроля размещения заказов является финансовый контроль, в том числе за целесообразностью и эффективностью расходования средств заказчиков для целей размещения заказов, за законностью проведения операций с бюджетными средствами и др. Основные положения финансового контроля, в том числе контроля, осуществляемого представительными (законодательными), исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, определены в гл. 26 БК РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, в том числе в сфере размещения заказов, относятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.

Согласно ст. 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

В процессе финансового контроля использования указанных средств и исполнения бюджетов Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проверяет в том числе эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

В случаях, когда при рассмотрении жалоб участников размещения заказа или при проведении проверок государственных и муниципальных заказчиков на предмет соответствия их действий требованиям Закона о размещении заказов выявляются нарушения БК РФ в части несоблюдения принципа эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу финансово-бюджетных отношений, Управление ФАС России направляет в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора соответствующую информацию для принятия данным федеральным органом исполнительной власти соответствующих мер реагирования согласно предоставленным полномочиям <1>.

--------------------------------

<1> См.: Евтюхина Е. На конкурсной основе: Интервью для газеты "Деловой Кузбасс" с Натальей Елбаевой, исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, по вопросам контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов // Размещено 5 июня 2007 г. на сайте Федеральной антимонопольной службы: www.fas.gov.ru/ article/ a_13374.shtml.

Еще одним органом финансового контроля, в том числе в сфере размещения заказов, является Федеральное казначейство. Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля определены в БК РФ и Положении о Федеральном казначействе (далее - Положение о казначействе) <1>. Как орган финансового контроля Федеральное казначейство, согласно Положению о казначействе, осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе".

Согласно ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

- непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

- непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих, в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Минфином России, возникновение у него денежных обязательств.

Указанные выше финансово-контрольные полномочия Федерального казначейства распространяются в том числе и на сферу размещения заказов.

Финансовый контроль за размещением заказов в отношении средств региональных и местных бюджетов осуществляется соответствующими региональными органами и органами местного самоуправления, уполномоченными в сфере финансового контроля.

Определенными полномочиями финансового контроля, в том числе в сфере размещения заказов, наделены также главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Согласно ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Важные полномочия парламентского финансового контроля за размещением заказов осуществляет также Счетная палата РФ. Счетная палата РФ контролирует начальную цену и целевой характер расходования средств государственными и муниципальными заказчиками.

Полномочия Счетной палаты как парламентского органа финансового контроля, в том числе в сфере расходования бюджетных средств посредством размещения государственного и муниципального заказа, определены в Федеральном законе "О Счетной палате Российской Федерации".

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

По итогам проверок Счетной палаты РФ уполномоченными органами в случае выявления нарушений законодательства, регулирующего вопросы расходования бюджетных средств, в том числе в части размещения заказов, могут быть применены меры, направленные на устранение данных нарушений, а к нарушителям - меры ответственности. При наличии в материалах, представленных Счетной палатой РФ, признаков уголовного преступления в сфере размещения заказов правоохранительными органами к нарушителям могут быть применены меры уголовной ответственности.

Важную роль в реализации контроля за законностью и защиты интересов частных лиц в сфере размещения заказов играют также органы судебной системы.

Таким образом, в контроле и надзоре за соблюдением законодательства о размещении заказов участвует ряд уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе органы финансового контроля, юрисдикционные судебные и квазисудебные органы, контролирующие процедуры размещения заказов, правоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры и внутренних дел. В процессе осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов данные органы взаимодействуют между собой и с другими органами власти, частными лицами в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.