logo
Учебник финансовое право

§ 3. Правовой режим оборотных средств

коммерческой организации

Оборотные средства (или оборотный капитал) - часть активов, обеспечивающая непрерывность производственно-хозяйственной деятельности. Осуществление затрат на приобретение сырья, материалов, инструмента, авансовая оплата труда и другие расходы организации не должны лишать организацию возможности совершать аналогичные или другие платежи и расходы в дальнейшем независимо от реализации продукции, работ, услуг по предыдущему производственному циклу. Оборотные средства обеспечивают постоянную платежеспособность коммерческой организации.

Структура и размер оборотных средств являются предметом финансового нормирования. В условиях плановой экономики норматив оборотных средств выступал в виде планового показателя, утверждаемого государственным предприятиям вышестоящим органом. В современных условиях норматив оборотных средств становится инструментом внутрихозяйственного управления финансовыми ресурсами и одновременно индикатором нормального хода производственного процесса.

Дело в том, что любой сбой производственного цикла вызывает иммобилизацию оборотного капитала и приводит к временной неплатежеспособности организации. Так, выпуск некачественной и (или) не пользующейся спросом продукции "омертвляет" воплощенные в ней оборотные средства, приводит к неспособности организации произвести обязательные платежи и расчеты ввиду неполучения соответствующей выручки.

Правовой режим оборотных средств предполагает прежде всего предотвращение их полной потери и отвлечения в непроизводственную сферу, рациональное использование и ускорение оборачиваемости. Допущение убытков, чем бы они ни объяснялись, приводит к потере оборотных средств, неплатежеспособности организации, что является основанием для применения мер, предусмотренных законодательством о несостоятельности и банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство).

При банкротстве кредитных организаций по решению арбитражного суда может использоваться только одна мера - конкурсное производство, однако до введения этой процедуры ЦБ РФ вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по финансовому оздоровлению <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 5, 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Эффективное использование оборотных средств характеризуется минимализацией производственных запасов, сокращением пребывания оборотных средств в незавершенном производстве, эффективной организацией сбыта продукции, реализации работ, четкой организацией расчетов, недопущением чрезмерного отвлечения средств в дебиторскую задолженность, исключением случаев возникновения дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Обратные явления - индикаторы "проедания" оборотных средств, свидетельствующие о движении организации к несостоятельности и банкротству.

Есть, однако, группа внешних факторов, не зависящих от финансово-учетной политики и результатов производственной деятельности, способных положительно или отрицательно влиять на сохранность и рациональное использование оборотных средств. К их числу относятся такие как размеры и особенно изменение размеров налоговых платежей, темп инфляции, изменение курсов иностранных волют, неплатежеспособность крупного контрагента - должника, банкротство обслуживающего организацию банка и т.д. Поэтому сохранность оборотных средств, являясь одной из важнейших задач финансового менеджмента в организации, одновременно выступает предметом пристального публичного интереса.

Правовое регулирование финансовых отношений включает в себя ряд юридических механизмов, преследующих цель снижения рисков потери оборотных средств или омертвения их в неликвидных или малоликвидных активах. Наиболее важным из них является деление оборотных средств:

- на собственные;

- на заемные.

Если собственные оборотные средства, возникая первоначально как оборотная часть уставного фонда, пополняются по мере необходимости из имеющихся активов, то заемные средства - результат получения краткосрочной ссуды кредитной организации или использования правомерной кредитной задолженности перед контрагентом.

Собственные оборотные средства - совокупность инвестированной в оборотные активы части уставного (паевого, складочного или акционерного) капитала, части прибыли, остающейся в распоряжении организации, устойчивых пассивов (задолженность перед рабочими и служащими, бюджетом, внебюджетными фондами, покупателями и другими контрагентами), временно используемых средств резервных, амортизационных фондов, нераспределенной временно прибыли, в акционерных обществах - доходов от дополнительного выпуска акций.

Заемные оборотные средства - суммы, полученные в виде краткосрочных кредитов банков и других кредитных организаций, а также средства, временно используемые в порядке так называемого коммерческого кредитования от иных (некредитных) коммерческих организаций. БК РФ допускает также кредитование коммерческих организаций при условии обеспечения возврата кредита, а государственных и муниципальных предприятий - и без такого обеспечения (ст. 93.2 БК РФ).

Банковское кредитование потребности в заемных оборотных средствах - разновидность экономических отношений, подвергающихся параллельному гражданско-правовому и финансово-правовому регулированию. Их сущность состоит в том, что специальные коммерческие организации наделяются в порядке специальной регистрации и лицензирования правом осуществлять банковское кредитование (коммерческие банки), обладая при этом специальной правосубъектностью и осуществляя эту деятельность под надзором ЦБ РФ и в режиме так называемого пруденциального регулирования со стороны последнего.

Пруденциальное регулирование при этом понимается как дополняющие публично-правовые требования к учреждению, регистрации, лицензированию банка и к формированию его уставного капитала и иных резервов и активов, установление индивидуальных и групповых экономических нормативов.

Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <1> предусмотрены в числе других следующие обязательные нормативы:

--------------------------------

<1> ВБР. 2004. N 11.

1) минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых банков;

2) минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

3) нормативы достаточности капитала;

4) нормативы ликвидности банков;

5) максимальный размер риска на одного заемщика;

6) максимальный размер крупных кредитных рисков;

7) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

8) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам).

Несоблюдение установленных экономических нормативов может привести к применению в отношении коммерческого банка мер принуждения со стороны ЦБ РФ вплоть до отзыва лицензии и ликвидации банка как юридического лица.

В связи с изложенным кредиты в целом и краткосрочные кредиты, выдаваемые коммерческим организациям, необходимо рассматривать как комплексный правовой результат регулирования ссудных отношений как в частноправовом, так и в публично-правовом смысле.

В условиях плановой экономики эта особенность банковского кредитования выражалась как минимум в трех основных проявлениях:

1) банковское кредитование осуществлялось исключительно (монопольно) Государственным банком СССР, Промстройбанком СССР и Внешторгбанком СССР, т.е. только государственными банками;

2) кредиты выдавались на основе актов планирования - соответствующих кредитных планов, составлявшихся на основе кредитных заявок предприятий;

3) заемщик в зависимости от соблюдения им кредитной дисциплины и результатов производственной деятельности находился на дифференцированном режиме кредитования и расчетов и мог быть в качестве санкции переведен на особый режим кредитования.

Банковское кредитование как институт рыночной экономики, ориентированной на договорное регулирование, тем не менее сохраняет в себе некоторые признаки публичного, т.е. финансово-правового регулирования, но оно адресовано в большей степени не заемщику, а банку-кредитору, поскольку преследует цель юридической защиты слабой (зависимой) стороны кредитного договора. Следует также иметь в виду, что, кредитуя заемщика, банк предоставляет во временное пользование отнюдь не свои средства, а финансовые ресурсы, принадлежащие третьим лицам - вкладчикам-гражданам, владельцам расчетных и других счетов, организациям.

Контроль и пруденциальное регулирование кредитной политики коммерческого банка со стороны ЦБ РФ преследует цель защиты владельца финансовых ресурсов от излишних или неоправданных рисков при выдаче кредитов посредством обеспечения соблюдения банками-кредиторами установленных банковским законодательством принципов кредитования. К числу этих принципов относятся:

- возвратность банковских ссуд, презюмирующая обязанность заемщика возвратить кредитору полученную ссуду по истечении срока действия кредитного договора;

- срочность, выражающаяся во вхождении срока действия кредитного договора в его существенные условия;

- возмездность (платность), предполагающая взимание банком со ссудополучателя банковского процента за пользование кредитом;

- целевой характер, состоящий в выдаче ссуд только под конкретную хозяйственно-финансовую потребность, предполагающую окупаемость планируемых затрат, а также соблюдение этого условия заемщиком в течение всего времени пользования ссудой;

- обеспеченность выдаваемых ссуд, проявляющаяся как в создании банком-кредитором обязательных резервов (так называемых ФОРов), депонируемых на специальных счетах в ЦБ РФ, так и предоставлении заемщиком обеспечений исполнения обязательств по возврату ссуды в виде залога имущества, поручительства, банковской гарантии.

Банковские кредиты в целях получения заемных оборотных средств получили в последние годы широкое распространение. Ими удовлетворяется не менее 60 - 70% всей совокупной потребности коммерческих организаций в оборотных средствах.

Хотя виды ссуды в настоящее время банковским законодательством не определяются, классификация кредитов совпадает со структурой оборотных средств, потребности в их использовании и состоит из следующих стабильных видов:

1) ссуды под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, включая кредитование неоплаченных товарно-материальных ценностей, остатков незавершенного производства, сверхнормативных остатков готовой продукции, кредит под излишние, ненужные или залежалые товарно-материальные ценности;

2) ссуды для создания сезонных запасов товарно-материальных ценностей предприятий и производств с длительным заготовительным периодом (пищевая промышленность, лесозаготовки и др.) путем оплаты расчетных документов за кредитуемые ценности;

3) кредитование затрат производства, в том числе связанных с подготовкой к сезону или плановым простоем производства, затрат будущих периодов, связанных с выпуском новых видов продукции;

4) кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату с использованием специальных ссудных счетов;

5) ссуды на временные нужды при возникновении финансовых затруднений, предопределенных транспортными сложностями при реализации, задержкой расчетов за реализованную продукцию, работы, услуги;

6) расчетные кредиты, предоставляемые коммерческим организациям для возмещения собственных оборотных средств, отвлекаемых в сферу расчетов, включая кредит под расчетные документы в пути, на выставление аккредитива, для расчетов с транспортными организациями;

7) платежные кредиты, выдаваемые в случае недостатка средств на расчетном счете для совершения необходимых и обоснованных расходов организации, а именно оплаты материальных ценностей, работ, услуг, на выплату заработной платы.

Взаимоотношения между банком-кредитором и организацией-заемщиком строятся на основе кредитного договора. Обладая всеми признаками двусторонней гражданско-правовой сделки, кредитный договор вместе с тем воплощает в себе ряд требований к его участникам как к субъектам финансовых правоотношений. В частности, ссудополучатель при кредитовании потребностей в оборотных средствах сообразовывает свои действия с правилами, содержащимися в применимых актах ЦБ РФ, в том числе с возможностью подвергнуться мерам по осуществлению денежно-кредитной политики <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 35 Закона о Банке России.

Предъявляемые при этом финансово-правовые требования к кредитной организации значительно более широки: они охватывают как названные меры и надзор ЦБ РФ, так и меры пруденциального регулирования со стороны последнего. В законодательстве закреплен круг особых правил, которым должны следовать стороны кредитного договора, существенно ограничивающих их диспозитивность и волеизъявление: запрет на осуществление тех или иных операций, особая очередность списания средств со счета (ст. 855 ГК РФ).

На стороны кредитного договора распространяются правила, определяющие юридическую технику кредитных договоров и их содержание. По этому основанию кредитные отношения могут строиться по следующим правовым моделям:

- бланкетные кредиты, выдаваемые путем перечисления суммы кредита на расчетный счет заемщика с одновременным открытием простого ссудного счета;

- контокоррентные кредиты, выдаваемые путем открытия так называемого контокоррентного счета, на котором учитываются как собственные, так и заемные средства;

- овердрафтные кредиты, предполагающие возможность автоматически дополнительной ссуды сверх предусмотренной кредитным договором суммы;

- ломбардные кредиты, выдаваемые под залог высоколиквидных активов - ценных бумаг или иного имущества;

- кредитная линия (условный кредит), выдаваемая ссудополучателю, как правило, по частям и по мере возникновения потребности в заемных средствах;

- вексельный кредит, предоставляемый путем покупки у векселедержателя банком векселя до наступления срока платежа.

Говоря о тенденциях развития механизма замещения собственных оборотных средств заемными в порядке банковского кредитования, следует отметить, что со времени перехода от плановых к рыночным способам регулирования хозяйствования произошло существенное расширение круга объектов кредитования.

В значительном числе случаев коммерческие организации кредитуются в объеме постоянной потребности в оборотных средствах. Стойкой тенденцией является укрупнение объектов кредитования, получило распространение кредитование под совокупную потребность с использованием единого дебето-кредитового расчетного счета (контокоррента).

Заметным явлением стало удлинение сроков кредитования коммерческих организаций на восстановление недостатка оборотных средств, в связи с чем краткосрочное кредитование постепенно трансформируется в среднесрочное.

Наконец, стала проявлять себя тенденция восстановления в ограниченных пределах воздействия на коммерческие организации в правовом режиме дифференцированного режима кредитования с применением обновленного и усовершенствованного инструментария кредитного влияния на хозяйственно-финансовую деятельность организаций. В значительном числе случаев коммерческие организации объединены в финансово-промышленные группы, созданные с участием банков или создавшие собственные банки.