logo
Учебник финансовое право

§ 3. Источники бюджетного права

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. ст. 2 и 3 БК РФ.

Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы: от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" <1>, от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" <2>, от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995; приложение к N 31 (ч. ч. I, II).

<2> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499; приложение к N 48 (ч. ч. I, II, III).

<3> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, территориальных образований, публичных институтов.

К Указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" <1>, от 25 августа 2004 г. N 1114 "О приостановлении действия некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" <2>, от 14 мая 1998 г. N 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3256.

<2> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3614.

<3> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2145.

К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся Постановления Правительства РФ, в их числе: от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" <1>, от 23 февраля 2007 г. N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" <2>, от 12 декабря 2007 г. N 859 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 37. Ст. 4458.

<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1240.

<3> СЗ РФ. 2007. N 51. Ст. 6371.

Принципиально важное значение имеют Постановления Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" <1> и от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" <2>, которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3503.

<2> СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2180.

Среди законов субъектов Российской Федерации как одного из видов источников бюджетного права можно выделить Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 87-з "О межбюджетных отношениях в Смоленской области" <1>, Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" <2>, Закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. N 1 "О краевом бюджете на 2007 год" <3> и др.

--------------------------------

<1> Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2005. N 9. Ч. II. С. 12.

<2> Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2007. N 36(188).

<3> Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2006. N 55(148).

К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, можно отметить Договор от 16 июня 1998 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы" <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 1998. 23 июня.

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Следует выделить Определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации" <1>, от 4 ноября 2004 г. N 324-О "По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 48. Ст. 4839.

<2> СЗ РФ. 2004. N 48. Ст. 4839.

Важный источник бюджетного права - международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К примеру, нормы бюджетного права содержатся в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

В качестве общепризнанных принципов международного права следует назвать такие постулаты, как "незлоупотребление правом", "из нарушений права право не рождается", "никто не может быть судьей в собственном деле", "договоры должны соблюдаться", "специальный закон имеет преимущества перед общим".