logo
Учебник финансовое право

§ 4. Бюджетные права (полномочия)

государственных и муниципальных образований

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <1> заменил используемую ранее в гл. 2 БК РФ формулировку "компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений" на термин "бюджетные полномочия". Следует отметить, что законодательство советского периода оперировало термином "бюджетные права", например Закон СССР от 30 октября 1959 г. "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.

<2> Ведомости ВС СССР. 1959. N 44. Ст. 221.

Н.И. Химичева отмечает, что "термин "бюджетные права" можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов", и, по ее мнению, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований - это "принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах" <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 168.

Бюджетные права государственных и муниципальных образований получают свою дальнейшую реализацию и конкретизацию в других нормативных правовых актах: законах о бюджетах на соответствующие финансовые годы, законодательных актах субъектов Российской Федерации, подзаконных актах органов исполнительной власти.

Совокупность бюджетных полномочий и правоотношений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образует бюджетно-правовой статус соответственно Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления. Основой и надежной правовой базой для такого статуса выступает Конституция РФ.

Конституционная модель федеративного государства обусловливает характер и особенности бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые тесно взаимосвязаны между собой, взаимно обусловлены и переплетены.

Основываясь на терминологии БК РФ, представляется более правомерным и обоснованным использовать словосочетание "бюджетные полномочия", которые характеризуются определенными особенностями и различным правовым и экономическим содержанием.

К примеру, новая редакция ст. 7 БК РФ регламентирует бюджетные полномочия Российской Федерации:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; составления, внешней проверки и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

- составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка; рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

- определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

- определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

- установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

- установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

- установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Следует отметить, что 26 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Указанный Закон внес изменения в ч. 2 ст. 8 БК РФ, согласно которой к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - дополнительно отнесены:

- определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные БК РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;

- определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

- определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Соответственно, муниципальные образования вправе (ст. 9 БК РФ):

- устанавливать порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования и др.