§ 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
Центральное место на рынке ценных бумаг занимает инвестор. Именно в его интересах созданы сложные и многообразные финансовые институты, обслуживающие рынок ценных бумаг, создающие условия его эффективного функционирования. Инвестор, формирующий собственный инвестиционный портфель на рынке ценных бумаг, называется портфельным инвестором.
Инвесторами могут выступать государство, органы государства, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах имеющихся у них полномочий, иностранные государства, международные организации и корпорации, хозяйственные общества, некоммерческие организации, российские и иностранные граждане, лица без гражданства.
Все инвесторы могут использовать рынок ценных бумаг в качестве инструмента управления собственными финансовыми ресурсами или ресурсами, находящимися в их управлении.
Деятельность организованного рынка ценных бумаг достаточно жестко регламентирована государством, все его участники имеют установленный статус, действуют строго в пределах полномочий, закрепленных действующим законодательством, подзаконными актами регулятора рынка ценных бумаг и внутренними регламентами. Их основные функции связаны с организационной и посреднической деятельностью, технической поддержкой проведения собственно сделок и расчетов по ним.
К основным участникам рынка ценных бумаг относятся:
1) биржи;
2) клиринговые организации;
3) депозитарии;
4) брокеры;
5) дилеры;
6) управляющие компании;
7) регистратор;
8) иные участники.
Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании выданных лицензий на определенный вид предпринимательской деятельности. Таким образом, рынок ценных бумаг сформировал собственный субъектный состав данных правоотношений.
Биржа - профессиональный участник рынка ценных бумаг, являющийся организатором обращения на вторичном рынке различных финансовых активов: акций, облигаций, производных финансовых инструментов, иностранной валюты, а также иных нефинансовых активов.
Биржа представляет собой функционирующую на постоянной основе торговую площадку. Биржа создается в форме акционерного общества или некоммерческой организации и выполняет функцию публичного правового института, целью которого является организация публичного размещения и публичных торгов базовыми активами. Извлечение прибыли не является целью деятельности биржи, прибыль может образовываться как сопутствующий результат.
Биржа осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях, Законом о рынке ценных бумаг, Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н <1>, а также уставом и внутренними регламентами.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2008. N 8.
Высшим органом управления биржи является общее собрание членов биржи. Руководство текущей деятельностью биржи осуществляет коллегиальный исполнительный орган управления, а если это предусмотрено уставом - единоличный исполнительный орган. Биржи, зарегистрированные в форме акционерных обществ, должны иметь совет директоров. Биржа в зависимости от количества торговых площадок обязана иметь постоянно действующий биржевой совет или несколько советов секций.
Участниками торгов на бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи.
Биржа предназначена для обеспечения условий и содействия ее членам в осуществлении ими биржевой деятельности, т.е. деятельности по формированию организованных рынков путем организации биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в соответствии с установленными биржевыми правилами.
Еще одна публичная функция биржи заключается в осуществлении через рынок ценных бумаг конструктивного, стимулирующего воздействия на весь финансовый рынок, на экономику в целом, формирование здоровой конкурентной среды, повышение предпринимательской деятельности.
Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, действующий в форме небанковской кредитной организации по проведению расчетов по сделкам с ценными бумагами.
Клиринговая организация обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с ЦБ РФ. Клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности.
Клиринговая деятельность предусматривает открытие счетов и ведение операций по ним участников клиринговых расчетов и может включать в себя сбор, сверку информации по сделкам с ценными бумагами и подготовки бухгалтерской отчетности, проведение зачета по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
Депозитарий является профессиональным участником рынка ценных бумаг и в установленном порядке осуществляет депозитарную деятельность по фиксации прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме, посредством записей по счетам депо, открытым на своем балансе.
К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации. Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве.
Права, удостоверяемые путем указанной фиксации, порядок официальной фиксации прав и правообладателей, порядок документального подтверждения записей и порядок совершения операций с бездокументарными ценными бумагами определяются действующим законодательством и соответствующими регламентами.
Операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, представление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях.
Брокер является профессиональным участником рынка ценных бумаг, выполняет посреднические функции между инвесторами, организаторами торговли и участвует в качестве агента при проведении сделок купли-продажи с ценными бумагами от имени и за счет инвестора или от своего имени и за счет инвестора.
Доход брокера формируется из комиссионного вознаграждения по результатам проведенных сделок.
Брокер должен быть зарегистрирован в форме хозяйственного общества и иметь оплаченный уставный капитал не ниже установленного действующим законодательством для данного вида деятельности.
Единоличный исполнительный орган управления, руководитель органа профессионального контроля за законностью проведения сделок, а также один штатный специалист брокера должны иметь соответствующие квалификационные аттестаты на осуществление брокерской деятельности.
Денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельных банковских счетах - специальных брокерских счетах.
Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальных брокерских счетах, не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера.
Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, деятельность которого направлена на проведение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.
Дилер имеет право объявлять публичную оферту с указанием минимального и максимального количества покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, срок действия своего предложения. Его доход формируется за счет возникающей во времени разницы между ценой покупки и ценой продажи ценных бумаг, что стимулирует ценовое движение всего рынка ценных бумаг.
Дилер может быть только коммерческой организацией, оплаченный уставный капитал которой не ниже установленного для данного вида деятельности, и иметь закрепленный минимум аттестованных штатных сотрудников для осуществления дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
Управляющие компании являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по доверительному управлению ценными бумагами инвестора.
Управляющие компании осуществляют свою деятельность от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными им во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Управляющая компания должна быть зарегистрирована в качестве хозяйственного общества, иметь оплаченный уставный капитал не ниже установленного действующим законодательством для данного вида деятельности, а также соответствующее количество аттестованных штатных сотрудников для осуществления доверительного управления.
Регистратор представляет собой профессионального участника рынка ценных бумаг, деятельность которого связана с ведением реестра владельцев ценных бумаг, в том числе со сбором, с фиксацией, обработкой, хранением и предоставлением данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг здесь понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
В свою очередь, реестр владельцев ценных бумаг - это часть этой системы, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
Современный фондовый рынок - гигантское структурированное сообщество хозяйствующих субъектов, объединенное еще и саморегулирующей организацией (СРО); является носителем не столько частных, сколько уже общественных и общегосударственных интересов.
Фондовый рынок является соединением экономических и социальных интересов значительных групп инвесторов, государства в целом, отдельных регионов, хозяйствующих групп. Именно в этом заключено публичное начало правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг. Это своеобразный эффект эмерджентности, когда отдельные элементы, образуя совокупность, в системе приобретают совершенно новые качества.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств