logo
Учебник финансовое право

§ 3. Принципы инвестиционного права

и инвестиционной деятельности

(как института финансового права)

Принципами инвестиционного права (в том числе инвестиционной деятельности как института финансового права) являются фундаментальные основы построения и функционирования инвестиционных правоотношений, они являются базовыми началами всего инвестиционного процесса.

К основополагающим принципам инвестиционного права можно отнести следующие.

Принцип государственного регулирования заключается в том, что организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое посредством публично-правового метода воздействия реализует инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности.

Обособленного органа исполнительной власти федерального уровня, осуществляющего регулирование всех видов инвестиционной деятельности и контроль за соблюдением инвестиционного законодательства, в Российской Федерации пока нет. Данная функция осуществляется государством через систему федеральных органов общей и специальной компетенции, а также органами субъектов Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и реализация финансовой и инвестиционной политики государства, управление внешним и внутренним государственным долгом, принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг, формирование и реализация государственных целевых программ, стимулирующих приток инвестиций в наиболее важные отрасли экономики.

Регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг возложено на ФСФР России. Важное место в разработке и реализации инвестиционной стратегии занимают органы исполнительной власти специальной компетенции, такие как Министерство экономического развития РФ, ФСФР России, Минфин России, Минприроды России, а также ЦБ РФ.

Собственные функции в области правового регулирования инвестиционной деятельности имеют субъекты Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации осуществляют регулирование путем принятия законов и иных нормативных актов.

Право регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления на территории соответствующих административно-территориальных единиц закреплено Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1>. Органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением инвестиционного законодательства на территориях, находящихся в их юрисдикции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

Принцип государственного регулирования предполагает устойчивое равновесие между императивным воздействием государства на инвестиционную деятельность и свободой ее осуществления. Избыточное государственное регулирование повышает коррупционные риски и вызывает ухудшение инвестиционного климата, стагнацию и отток инвестиций в более экономически привлекательные юрисдикции.

Принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности заключается в праве инвестора самостоятельно определять процесс инвестирования, форму и методы инвестирования, а также объемы инвестиций, сферу их направления. По формам проявления этот принцип схож с гражданско-правовым принципом свободы договора, однако оба принципа имеют разную правовую природу и принципиальные различия содержательного характера.

Принцип свободы инвестиционной деятельности существует при жесткой нормативной ограниченности этой свободы. Так, ограничением для иностранных инвесторов, в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" является норма, предусматривающая защиту "основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (п. 2 ст. 4).

Для инвесторов, планирующих инвестировать в капитал кредитных организаций, существуют ограничения по источникам инвестируемых финансовых ресурсов. Например, Законом о банках запрещено использование привлеченных денежных средств для формирования уставного капитала банка.

Кроме того, государством установлены жесткие критерии, касающиеся источников инвестирования и финансовой состоятельности инвесторов. Такие ограничения введены Положением о порядке и критериях оценки положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 19 июня 2009 г. N 337-П <1>.

--------------------------------

<1> ВБР. 2009. N 45.

Осуществление портфельных инвестиций в Российской Федерации регулируется законодательством о рынке ценных бумаг, которое жестко регламентирует статус участников рынка ценных бумаг, фиксирует права собственности и порядок ее перехода, вводит иные, отличные от гражданского оборота, механизмы по раскрытию информации.

Принцип справедливости и юридического равенства участников инвестиционной деятельности. Данный принцип является универсальным и проявляется в соразмерности между вкладами (участием инвесторов) и получаемым ими доходом. Полученные доходы (дивиденды) должны быть пропорционально распределены между всеми участниками инвестиционного процесса.

Данный принцип закреплен в ст. 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <1>, где определяется равенство прав всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Юридическое равенство при этом распространяется на всех участников инвестиционного процесса, за исключением государства.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.

Государство в лице своих органов в большинстве случаев стоит над этими отношениями и осуществляет регулятивные функции в государственных интересах. В этом заключаются проявление и приоритетность императивного метода воздействия на инвестиционные правоотношения, применение которого характерно для финансового права как публично-правовой отрасли.

Помимо осуществления регулятивных функций в области инвестиционной деятельности государство является непосредственным участником инвестиционного процесса. Такими участниками могут быть не только органы государственной власти, но и принадлежащие государству федеральные унитарные предприятия, государственные корпорации, иные хозяйственные общества с участием государства.

В случае нарушения указанного принципа происходит смещение приоритета в сторону интересов государства путем предоставления отдельных преимуществ инвесторам с государственным участием. Это ведет к неравенству участников инвестиционного процесса, снижению общего уровня конкурентности финансового рынка.

Принцип плановости, который является единым для всей отрасли финансового права, в области инвестиционных правоотношений имеет свое логическое продолжение.

Плановость финансовых отношений присуща всем без исключения хозяйствующим субъектам, и субъекты инвестиционного права не являются исключением. Главным его объективным проявлением является финансовый план. Для государственно-административных образований это бюджет, для инвестора - это его смета и баланс (в экономическом смысле).

Любой инвестор имеет расходные и доходные статьи своего бюджета (сметы), при этом при превышении доходных статей образуется прибыль - основной источник формирования инвестиционных ресурсов и проведения инвестиционной деятельности. Прибыль в виде финансовых средств, изъятая из собственного оборота инвестора для целей вложения в оборот иного действующего или вновь создаваемого субъекта, приобретает новое качество, становится инвестицией.

Без финансового планирования, без бюджета (сметы) невозможно определить величину временно свободных для инвестирования финансовых ресурсов или уровень возможной кредитной нагрузки на бизнес в случае необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Современный инвестиционный проект - всеобъемлющий план действий инвестора и иных участников инвестиционного процесса, который, в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", помимо управленческого, организационного, технического планов обязательно включает в себя финансовый план с расчетом сроков, объемов, порядка инвестирования, расчетом точки безубыточности и проектной доходности и др.

Принцип стабильности условий хозяйствования базируется в целом на стабильности и единстве всей государственно-правовой системы Российской Федерации и в частности на законодательстве, регулирующем осуществление предпринимательской деятельности в России. Современные методы и формы хозяйствования вырабатывались на протяжении длительного времени.

При разработке правовых форм хозяйствования были учтены как свойства национального хозяйственного оборота (его исторические особенности), так и передовой опыт организации и регулирования бизнеса экономически развитых стран Европы и Америки. Государство нормативно закрепило единство условий хозяйствования на всем экономическом пространстве Российской Федерации нормами Конституции РФ, федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу.

Посредством стабильности системы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, достигаются стабильные условия хозяйствования как непременного условия осуществления инвестиционной деятельности.

Принцип недопустимости распространения закона, ухудшающего положение инвестора, на длящиеся правоотношения базируется на необходимости дать потенциальному инвестору единый временной лаг для всего процесса инвестирования. В первую очередь это касается среднесрочного и долгосрочного инвестирования, поскольку для реализации отдельных инвестиционных проектов может потребоваться не один год, а десятилетие и более.

Так, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1> закреплено, что "если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют условия концессионного соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения" (ч. 1 ст. 20).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

Особенно актуальна для потенциальных инвесторов стабильность налогового законодательства. Законодательное закрепление льготных сроков налогообложения инвестиционной деятельности существенно повышает заинтересованность инвесторов, позволяет им адекватно оценивать и управлять инвестиционными рисками, что, в свою очередь, делает процесс инвестирования более предсказуемым.

Налоговое законодательство запрещает принятие нормативных актов, тем или иным образом ухудшающих положение налогоплательщиков, в ряду которых находятся и инвесторы. В соответствии с НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Принцип защиты инвестиционной деятельности заключается в правовой защите самих инвестиций, а также законных прав и интересов инвесторов. Инвестиции, выведенные из оборота инвестора и поступившие в оборот другого хозяйствующего субъекта, требуют всесторонней защиты, так как материальная связь их с инвестором либо существенно ослабевает, либо прекращается.

Риск утраты инвестиций исходит от государства (его органов), от получателя инвестиций, от неправомерных действий третьих лиц. Чем длительнее инвестиционный период, тем выше риск утраты. Это наиболее актуально для среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Интересы инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности состоят в сохранности инвестиционных ресурсов, получении преференций, прибыли, информации, обеспечении возвратности инвестиций.

Защита инвестиций закреплена на законодательном уровне. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиции в форме капитальных вложений могут быть "национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности" (п. 1 ст. 16).

Одновременно предусмотрена реквизиция инвестиций, а именно изъятие имущества из собственности по решению государственных органов с выплатой стоимости изъятого имущества. Эти механизмы не применяются к иностранным инвестициям, что свидетельствует о существенном различии правового положения между иностранными и национальными инвестициями.

Государством декларирована защита имущественных и иных прав инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности. Права инвесторов защищены государством от действий органов субъектов федерации и местного самоуправления путем внесения соответствующих правовых норм в инвестиционное законодательство.

Для инвестиционного права свойственны и другие принципы:

- непротиворечивости и ясности актов налогового законодательства;

- определенности, пропорциональности и соразмерности налогообложения;

- взаимовыгодности инвестиций;

- свободы выбора инвестиционного объекта;

- другие.