§ 4. Система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции
Правовое регулирование отношений по заключению соглашений о разделе продукции осуществляется Законом о соглашениях о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами.
Сторонами соглашения являются:
1) Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы;
2) инвесторы - юридические лица или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения соглашения.
Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасности.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции установлена гл. 26.4 НК РФ. Данная система налогообложения существенным образом отличается от иных специальных налоговых режимов. Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного на основании Закона о соглашениях о разделе продукции.
Субъектами данного специального налогового режима являются инвесторы, т.е. юридические лица или объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности. В целях исполнения обязанностей, связанных с выполнением работ по соглашению, в том числе с ведением учета и отчетности, инвесторы имеют право привлечь операторов, которые действуют на основании нотариально заверенной доверенности. При этом имущественную ответственность перед государством за действия оператора несет инвестор.
Операторами могут быть:
- созданные инвестором на территории Российской Федерации для этих целей филиалы или юридические лица;
- привлекаемые инвестором юридические лица;
- иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.
В ст. 346.34 НК РФ приведены основные понятия, используемые в целях гл. 26.4 НК РФ: "инвестор", "продукция", "произведенная продукция", "раздел продукции", "прибыльная продукция", "компенсационная продукция", "пункт раздела", "цена продукции", "цена нефти".
Под разделом продукции понимается раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении.
Согласно ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции существует два способа раздела продукции: непрямой и прямой. Соглашение может содержать только один из названных способов. При втором способе раздела продукции, в отличие от первого способа, соглашение не содержит условий определения компенсационной продукции и раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, так как осуществляется раздел произведенной продукции. Такой порядок позволяет упростить процедуру путем исключения этапа разделения произведенной продукции на прибыльную и компенсационную и делает данный способ более привлекательным для инвесторов и контролирующих органов.
В зависимости от способа раздела продукции гл. 26.4 НК РФ предусмотрена замена уплаты установленных частью первой НК РФ совокупности налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. При этом инвесторы уплачивают налоги, сборы и иные платежи, установленные п. п. 7, 8 ст. 346.35 НК РФ (табл. 3).
Таблица 3
Первый способ раздела продукции | Второй способ раздела продукции |
НДС | НДС |
налог на прибыль организаций |
|
государственная пошлина | государственная пошлина |
таможенные сборы | таможенные сборы |
акциз |
|
земельный налог |
|
налог на добычу полезных ископаемых |
|
платежи за пользование природными ресурсами |
|
водный налог |
|
плата за негативное воздействие на окружающую среду | плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Суммы уплаченных инвестором налогов и платежей, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежат возмещению в соответствии с положениями гл. 26.4 НК РФ.
Инвесторы не уплачивают налог на имущество организаций в отношении собственных основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением.
Для получения освобождения по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, таможенной пошлине при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению и вывозе произведенной продукции инвестор представляет в налоговые органы документы по перечням, определяемым соответственно Постановлениями Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 14 <1>, от 15 января 2004 г. N 15 <2> и от 21 января 2004 г. N 25 <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 3. Ст. 199.
<2> Там же. Ст. 200.
<3> Там же. Ст. 283.
Инвестор при любом способе раздела продукции освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Особенностью налогового администрирования данного специального налогового режима является постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр. Постановка на учет по местонахождению инвестора осуществляется только в случае, если участок находится на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Налогоплательщик, желающий перейти на данный специальный налоговый режим, должен представить в налоговый орган в течение 10 дней с даты вступления соглашения о разделе продукции в силу с заявлением о постановке на учет документы, установленные п. 2 ст. 346.35 НК РФ.
Инвестору выдается свидетельство о постановке на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции. Данный специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения. При этом элементы налогообложения, установленные ст. 17 НК РФ, определяются отдельно по каждому налогу в соответствии с главами части второй НК РФ с особенностями, предусмотренными гл. 26.4 НК РФ.
Налоговые декларации представляются в налоговые органы по местонахождению участка недр отдельно по каждому налогу, уплата которого предусмотрена гл. 26.4 НК РФ, и отдельно по каждому соглашению. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Выездные налоговые проверки в отношении инвесторов также проводятся с учетом особенностей. В течение срока действия соглашения проверка может проводиться в отношении любого периода начиная с года вступления соглашения в силу, а ее максимальный срок не должен превышать шесть месяцев.
При проведении выездной проверки организации, имеющей филиалы и представительства, указанный срок увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.
Инвестор (оператор) для целей налогового контроля обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения.
Инвесторам предоставлены важные юридические гарантии (п. п. 14, 15 ст. 346.35 НК РФ):
1) если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, они подлежат возмещению за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации;
2) при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Закона о соглашениях о разделе продукции, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок их исчисления, уплаты и возврата, которые были предусмотрены этими соглашениями.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств