§ 3. Правовой статус
властных субъектов валютных правоотношений
В связи с отменой большинства валютных ограничений изменилось содержание правового статуса органов валютного регулирования.
Органы валютного регулирования - Правительство РФ и ЦБ РФ - призваны осуществлять нормотворчество в целях развития и реализации положений Закона о валютном регулировании. Акты органов валютного регулирования обязательны для резидентов и нерезидентов (ст. 5 указанного Закона).
Особенность правового статуса таких субъектов проявляется в том, что они вправе осуществлять валютные операции без ограничений. Подобными правами наделены также органы исполнительной власти, определяемые Правительством РФ. Традиционно без ограничений валютные операции осуществляются силовыми и правоохранительными ведомствами, в том числе органами безопасности и внешней разведки.
В отличие от Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г. нормы действующего Закона содержат прямой запрет на установление органами валютного регулирования требования о получении индивидуальных разрешений на проведение отдельных валютных операций.
С отменой большинства валютных ограничений был значительно сокращен перечень полномочий Правительства РФ и ЦБ РФ как органов валютного регулирования. По сути, они исчерпываются названными правами. В настоящее время за Банком России как органом валютного регулирования сохранились лишь полномочия по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления, а также подготовке и опубликованию статистической информации по валютным операциям.
Центральный банк РФ как орган валютного регулирования вправе применять косвенные экономические рычаги воздействия на валютный рынок. Порядок применения подобных инструментов не установлен нормами анализируемого Закона, но частично регламентирован иными нормативными актами (например, Законом о Банке России).
Понятие валютного контроля нормативно не закреплено.
Профессор В.И. Новоселов предложил рассматривать данную категорию как "деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при совершении валютных операций" <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (гл. "Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля"). С. 463.
В науке валютный контроль рассматривается также в качестве системы организационных, правовых мероприятий, направленных на обеспечение законности и целесообразности проведения валютных операций. По сути, это своеобразный мониторинг соблюдения всеми участниками валютных правоотношений норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Формами валютного контроля являются:
- проверка документов и сведений;
- ревизии;
- ведение системы отчетности по движению денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации;
- учет валютных операций по внешнеторговому контракту в паспортах сделок.
По результатам валютного контроля могут применяться различные меры государственного реагирования на выявленные нарушения, в том числе принудительного характера.
Статусом органов валютного контроля Законом о валютном регулировании наделяются ЦБ РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
В рамках выполнения функций валютного контроля указанные субъекты не вправе осуществлять нормативное регулирование порядка проведения валютных операций и издают подзаконные акты, регламентирующие организационные вопросы проведения контрольных мероприятий, а также индивидуальные акты управления.
Примечательно, что ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> наделяет высший орган исполнительной власти государства правом осуществления валютного регулирования и валютного контроля. Закон о валютном регулировании конкретизирует данную норму и уполномочивает Правительство РФ обеспечивать координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
На Правительство РФ также возлагается задача обеспечивать взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 38. Ст. 3989.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании Правительство РФ устанавливает порядок представления документов и сведений резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков" // СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1089.
В целях обеспечения выполнения контрольных полномочий и функций Росфиннадзора Правительство РФ по согласованию с Банком России разрабатывает порядок представления информации и документов в указанную службу органами и агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1129.
Таким образом, Правительство РФ не названо Законом о валютном регулировании органом валютного контроля. Однако высший орган исполнительной власти выполняет важную задачу координации взаимодействия в области валютного контроля.
Центральный банк РФ как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Банк России выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Закона о Банке России. Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ).
При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Банк России вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).
На Банк России также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора призвана отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций.
В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и Банка России имеют ненормативный характер. Росфиннадзор вправе также издавать индивидуальные акты управления, направленные на решение конкретных дел.
Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы <1>, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минфина России от 11 июля 2005 г. N 89н "Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" // БНА РФ. 2005. N 33.
Территориальные органы Росфиннадзора наделяются правом:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 23.60 КоАП РФ руководитель территориального органа Росфиннадзора наряду с руководителем службы и ее структурных подразделений вправе рассматривать дела о валютных правонарушениях.
В отличие от Росфиннадзора территориальные органы не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
К числу агентов валютного контроля относятся:
- таможенные органы;
- налоговые органы;
- уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;
- государственная корпорация "Внешэкономбанк";
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестров ценных бумаг.
Законодатель, таким образом, попытался сузить круг властных субъектов, наделенных полномочиями по применению мер государственного принуждения в полном объеме. Очевидно, что правовой статус агентов валютного контроля различен.
Таможенные и налоговые органы осуществляют валютный контроль в установленных сферах своей деятельности. Например, ФТС России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу для коммерческих целей, а также при перемещении наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами.
Сотрудники таможенных органов в случае выявления нарушений валютного законодательства не вправе осуществлять рассмотрение таких дел, они правомочны лишь возбуждать производство по делу об административном правонарушении и направлять все материалы в Росфиннадзор или его территориальные органы. То же можно сказать и о налоговых органах. В научной литературе неоднократно отмечалось, что функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля сводятся, по сути, к надзору.
Условно к властным участникам валютных правоотношений мы относим также уполномоченные банки и профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку в Законе о валютном регулировании они причислены к агентам валютного контроля. Названные лица наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля - валютного, несмотря на то что не являются органами власти. Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций.
В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту (например, уполномоченные банки в случае незачисления в срок валютной выручки от экспорта). Материалы дела могут быть переданы в территориальные органы Росфиннадзора.
Правовой статус Внешэкономбанка как агента валютного контроля отличается особенностями <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон "О банке развития".
Высшим органом управления Внешэкономбанка является Наблюдательный совет, который возглавляет Председатель Правительства РФ. По сути, Внешэкономбанк подотчетен в своей деятельности Правительству РФ, однако в качестве агента валютного контроля осуществляет права и исполняет обязанности, установленные для уполномоченных банков. Следовательно, Внешэкономбанк при осуществлении полномочий агента валютного контроля обязан руководствоваться нормативными актами Банка России, регулирующими взаимоотношения уполномоченных банков с резидентами.
Между тем в Законе о валютном регулировании отсутствует норма, регламентирующая взаимодействие Внешэкономбанка и ЦБ РФ в данной сфере.
Несмотря на различия в объеме полномочий, ст. 23 Закона о валютном регулировании содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании):
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 названного Закона) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в рассматриваемой сфере и применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций любым категориям агентов валютного контроля, кроме уполномоченных банков, установлен Правительством РФ; для представления уполномоченным банкам - ЦБ РФ. Уполномоченные банки передают подобную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.
Выше уже было отмечено, что органы и агенты валютного контроля представляют Росфиннадзору для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Примечательно, что по существующим Правилам представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 166 <1>, такая информация подлежит обязательному представлению только по официальному запросу Росфиннадзора или его территориальных органов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1129.
Закон о валютном регулировании наделяет агентов валютного контроля в пределах своей компетенции правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов; документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом о валютном регулировании;
9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты нашего государства, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
12) паспорт сделки <1>;
--------------------------------
<1> Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, который подписывается представителями резидента и уполномоченного банка. В нем содержатся информация о внешнеэкономическом контракте (экспортном, импортном или бартерном) и сведения о сроках поступления денежных средств на счета резидента (или нерезидента) в уполномоченном банке (см. подробнее ст. 20 Закона о валютном регулировании).
13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, например, свидетельство о заключении брака, и иные документы, подтверждающие родство или свойство.
Законодатель устанавливает также ограничения в деятельности агентов валютного контроля. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании агенты вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Установлены также требования к документам, предъявляемым в ходе валютного контроля: они должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять, в соответствии с законодательством Российской Федерации, коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество; данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом о валютном регулировании, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств