logo
Учебник финансовое право

Раздел IV. Правовое регулирование

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Глава XII. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

§ 1. Понятие и правовые основы

государственных и муниципальных доходов

Наличие финансовых ресурсов - необходимое условие для выполнения задач и функций государства. Обеспечение финансовыми ресурсами государства осуществляется за счет передачи национального дохода страны в виде различных денежных платежей, за счет которых государство формирует свои доходы, т.е. государственных доходов. Государственные доходы находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, и распоряжаются ими уполномоченные государственные органы.

Наряду с государственными доходами в Российской Федерации формируются и муниципальные доходы, являющиеся собственностью муниципальных образований. Распоряжение муниципальными доходами также осуществляется соответствующими органами муниципальных образований.

Для формирования государственных и муниципальных доходов мобилизуется часть чистого дохода, которая создается в различных областях общественного производства, а также часть личных доходов граждан. Источниками доходов государства и муниципальных образований служат результаты деятельности различных субъектов в различных областях общественной жизни. В формировании государственных и муниципальных доходов задействованы все звенья финансовой системы государства.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для реализации целей и задач, стоящих перед государством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. С. 298.

Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода, служащую финансовой базой местного самоуправления для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.

Государственные доходы подлежат зачислению в государственные денежные фонды: федеральные и региональные бюджеты, внебюджетные фонды. В свою очередь, муниципальные доходы зачисляются в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты.

В настоящее время в законодательстве определены все виды денежных платежей, за счет которых осуществляется формирование государственных и муниципальных доходов. В современных условиях основными инструментами формирования государственных и муниципальных доходов являются налоговые и иные обязательные платежи, установленные и взимаемые государством; займы, эмиссии, использование государственной и муниципальной собственности и др.

Виды государственных и местных доходов, их система и правовой режим определяются совокупностью нормативных правовых актов, основывающихся на конституционно-правовых нормах федерального, регионального и муниципального уровней.

Системообразующими актами, определяющими правовой режим государственных и муниципальных доходов, являются БК РФ и НК РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете, законы субъектов Российской Федерации о бюджете, правовые акты муниципальных образований о бюджете на текущий финансовый год и др.

Бюджетный кодекс РФ и НК РФ определяют полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов, необходимых для реализации стоящих перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями задач. Правовой режим доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируется также большим количеством нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следует отметить, что в условиях проводимой реформы государственной власти и процесса совершенствования межбюджетных отношений правовой режим государственных и местных доходов в значительной степени подвержен изменениям.

Законодательство, регулирующее вопросы формирования источников доходов в России (в частности, БК РФ и НК РФ), является одним из самых динамично развивающихся. Это в конечном счете должно привести к функционированию эффективного механизма обеспечения финансовых ресурсов государства, однако "инфляция" нормативных правовых актов не способствует стабильному функционированию институтов государственной власти и является препятствием для социально-экономического развития Российской Федерации.

Проблема формирования государственных (муниципальных) доходов в юридической литературе получила широкое освещение. С точки зрения теории права важным является определение места в системе финансового права государственных и муниципальных доходов. По этому поводу ученые высказывают различные мнения.

По мнению одних, государственные и муниципальные доходы в системе финансового права являются его разделом, включающим в себя налоговое право, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 318.

Другие отмечают наличие института правового регулирования государственных доходов как совокупности правовых норм, регулирующих однородные финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий в целях выполнения функций и задач государства и муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. С. 338.

Представляется справедливым утверждение о выделении в системе финансового права раздела, объединяющего значительное число финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования государственных и муниципальных доходов.