logo
Учебник финансовое право

§ 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов

В финансово-правовой литературе выделяют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов. Рассмотрим основные из них.

В зависимости от эмитента выделяют:

- государственный долг Российской Федерации;

- государственный долг субъекта Российской Федерации (субфедеральный долг);

- муниципальный долг.

Отметим, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если последние не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:

- внешний долг;

- внутренний долг.

На 1 января 2010 г. внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) составлял 37,6 млрд. долл.

Принятый законодателем валютный критерий неоднократно подвергался критике в научных кругах. Критерий резидента представляется более подходящим, так как отражает суть внешнего долга как обязательства перед нерезидентом государства-должника. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности государства важен именно размер долговых обязательств перед нерезидентами Российской Федерации. Хотя преимуществом валютного критерия является то, что с расчетной точки зрения он более удобен для деления внутреннего и внешнего долга и определения их текущего размера.

В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают государственный долг:

- капитальный;

- текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов.

Под текущим долгом понимается задолженность (основной долг, начисленные проценты и штрафные санкции), срок оплаты которой уже наступил.

По форме выплат в зависимости от обязанности государства предоставить по истечении срока обращения долговых обязательств денежные средства или определенное имущество принято выделять:

- денежные;

- товарные долговые обязательства.

По определению размера выплат следует различать долговые обязательства:

- процентные;

- дисконтные;

- выигрышные.

В процентных обязательствах доход их держателя определяется как процент, начисленный на сумму номинальной стоимости государственной ценной бумаги или на иную фиксированную сумму.

Дисконтная ценная бумага предполагает доход в виде разницы между ценой размещения и погашения ценной бумаги.

И наконец, доход по выигрышной ценной бумаге предполагает получение определенных преференций по отношению к остальным держателям невыигравших ценных бумаг (более высокую ставку процента, более высокий размер погашения).

По срокам обращения государственные долговые обязательства могут быть:

- краткосрочными (до одного года);

- среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

- долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Обратим внимание, что российское законодательство устанавливает предельный срок государственных заимствований - 30 лет, а муниципальных - 10 лет.

По кругу держателей государственных долговых обязательств можно выделить:

- физических лиц;

- юридических лиц - резидентов Российской Федерации и физических лиц;

- юридических лиц - нерезидентов Российской Федерации.

Ограничения по кругу держателей ценных бумаг устанавливаются эмитентом в решении об отдельном выпуске ценных бумаг органов власти.