logo
Учебник финансовое право

§ 1. Валютные правоотношения:

понятие, структура, содержание

Регламентация отношений в области аккумулирования, распределения, использования денежных фондов страны невозможна без стабилизации валютного регулирования и контроля.

Валютная политика любого государства преследует цель по стабилизации курса национальной валюты, обеспечению ее конвертируемости, защите внутреннего валютного рынка, обеспечению бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма, пресечению незаконного вывоза капиталов за рубеж, поддержанию стабильности платежного баланса страны.

Выбранный государством курс валютной политики предопределяет направления валютного регулирования отношений, складывающихся в данной сфере.

Валютное регулирование в Российской Федерации в современном его понимании стало осуществляться с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>. Отмена существовавшей ранее монополии государства на проведение валютных операций и наделение хозяйствующих субъектов правом самостоятельного ведения внешнеторговой деятельности в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века привели к резкому сокращению золотовалютного резерва страны, оттоку капитала за рубеж.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542 (документ утратил силу).

По оценкам специалистов, в первой половине 90-х гг. XX в. только на законных основаниях из страны вывозилось 12 - 24 млрд. долл. в год, которые так и не были возвращены на территорию Российской Федерации. Упадок национальной экономики, дестабилизация финансовой системы, внутреннего законодательства не привлекали иностранный капитал, в том числе в виде инвестиций. Все эти причины не позволили государству проводить столь либеральную валютную политику и предопределили важность регулирования данного процесса на законодательном уровне.

Участие России в деятельности специализированных международных организаций <1>, глобализация торговых связей послужили предпосылкой для разработки и принятия ряда законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих отношения в области внешней торговли.

--------------------------------

<1> Например, ФАТФ и ОЭСР: ФАТФ - аббревиатура образована от словосочетания (в пер. с англ.): Группа разработки финансовых мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем; ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.

Так, нормы Закона РФ от 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" уже не соответствовали требованиям времени, и в 2003 г. был разработан и принят новый Закон о валютном регулировании.

В чем же заключается валютное регулирование? Из теории права вам известно, что правовое регулирование есть упорядочение посредством норм права разнообразных общественных отношений.

Валютное регулирование выражается в установлении государством порядка и правил осуществления валютных операций. Иными словами, государство устанавливает рамки (правовой режим) осуществления валютных операций. Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения федеральной власти. Это означает, что высший законодательный орган власти принимает законы в данной сфере, а подзаконное регулирование осуществляется соответствующими государственными органами, названными в законе.

Закон о валютном регулировании устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее - органы и агенты валютного контроля).

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в законе, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Итак, нормы Закона о валютном регулировании призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением валютных операций, которые в науке условно принято называть валютными правоотношениями.

Особенностью валютного регулирования является его комплексная природа. Названный Закон и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты попутно регламентируют отношения, опосредуемые валютными.

Регламентация валютных отношений не ограничивается нормами данного Закона и в зависимости от вида валютной операции, правового статуса участников таких отношений может регулироваться нормами иных отраслей права, в том числе финансового. Например, правоотношения, связанные с проведением валютных операций, опосредующих аккумулирование, распределение и использование бюджетных фондов государства, будут регулироваться как нормами названного Закона, так и бюджетным законодательством.

Таким образом, валютные правоотношения - разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 582 (автор раздела - Е.Ю. Грачева).

На это обстоятельство уже указывали ученые <1>. Вопросы валютного регулирования и валютного контроля неоднократно становились предметом исследования, вышло в свет несколько учебных пособий по валютному праву <2>.

--------------------------------

<1> См.: Артемов Н.М. Валютные ограничения. М., 2001; Курмангалиев Ж.У. Правовое регулирование деятельности уполномоченных банков в сфере валютных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004; Прокотук С.И. Валютное регулирование и валютный контроль как объект правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Сапожников П.В. Теоретические проблемы и перспективы развития валютного права // Государство и право. 2001. N 11; Царева О.Е. Правовое регулирование валютного и налогового контроля внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Шестакова Е.В. Правовое регулирование валютных операций банков в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Янушко Р.Л. Правовое регулирование валютными ограничениями в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Петрозаводск, 2006; и др.

<2> См., напр.: Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учеб.-практ. пособ. М., 2001; Емелин А.В., Тосунян Г.А. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособ. М., 2002; Дорофеев Б.Ю., Земцов П.П., Пушкин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2005; и др.

Структура валютных правоотношений традиционна и включает в себя следующие элементы: объект, субъекты и содержание.

Юридическим фактом для возникновения, прекращения валютных правоотношений могут послужить действия и события, происходящие в различных сферах: при осуществлении финансовой деятельности государства, в результате или в процессе осуществления внешнеторговой деятельности и др.

Объектом валютных правоотношений является порядок проведения валютных операций. Правовой режим осуществления валютных операций зависит от направления валютного регулирования. На содержании и видах валютных операций мы остановимся в следующем параграфе данной главы.

Непосредственными объектами (предметами) валютных правоотношений являются валюта и валютные ценности, перечень которых определен Законом о валютном регулировании (п. 1 ч. 1 ст. 1).

Термин "валюта" охватывает несколько категорий:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Ценные бумаги представляют собой особую категорию валютного законодательства. Они поделены на два вида:

1) внутренние;

2) внешние.

К внутренним ценным бумагам относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся, в соответствии с нормами Закона о валютном регулировании, к внутренним ценным бумагам.

Особым предметом валютных правоотношений являются валютные ценности, к которым действующий Закон о валютном регулировании причисляет иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Прежнее законодательство относило к валютным ценностям также драгоценные металлы и драгоценные камни, однако с 1998 г. специальным законом был установлен режим их обращения на территории государства и перемещения за пределы России <1>. В связи с этим в Законе о валютном регулировании данная категория предметов в числе валютных ценностей не названа.

--------------------------------

<1> См.: Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Субъектами валютных правоотношений являются:

1) резиденты;

2) нерезиденты.

Резидентами являются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. "в";

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезидентами являются (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в";

ж) иные лица, не указанные в числе резидентов.

Итак, перечень резидентов является закрытым в отличие от списка нерезидентов.

Особую категорию субъектов валютных правоотношений составляют резиденты, наделенные властными полномочиями по регулированию и контролю.

Таким образом, в зависимости от статуса субъекты валютных правоотношений могут быть поделены на две категории:

1) властные субъекты;

2) иные участники валютных правоотношений.

Среди властных субъектов в Законе о валютном регулировании названы органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля.

Иными участниками валютных правоотношений являются все остальные резиденты и нерезиденты.

Особенности правового статуса резидентов и нерезидентов могут повлиять на содержание валютных отношений, которое характеризуется набором корреспондирующих прав и обязанностей сторон, закрепленных в законе и направленных на осуществление валютных операций.