logo
Учебник финансовое право

§ 6. Финансовая система Российской Федерации

Общая характеристика категории "финансовая система". Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуальная сторона правового явления - с материальной. Финансовая система государства - это статика финансовой деятельности государства, в известной степени ее "фотография". По финансовой системе, имевшей место в эпоху Александра II, историки могут понять, как осуществлялась финансовая деятельность Российского государства во второй половине XIX в., какая финансовая политика проводилась во времена русского самодержавия.

Философы так определяют систему: это нечто целое, в рамках которого гармонично и взаимосвязанно расположились части этого целого. Система может состоять минимум из двух частей (элементов), это ее предел. Система начинается тогда, когда она объединяет части (элементы), которые при взаимодействии образуют определенную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существовать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предметное) содержание. Каждый такой институт характеризуется правовыми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (например, бюджетная система) и политическими свойствами.

Представляется, что каждый из институтов финансовой системы выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо метода, способствующего нормальной работе финансовой системы государства, в частности мобилизации денежных средств в соответствующие фонды государства или, напротив, законному и рациональному расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система. Так, налоговая система складывается из таких элементов, как:

1) налоговая платежеспособность граждан;

2) система налогов и сборов с граждан и т.д.

Иначе говоря, неотъемлемым качеством системы является то, что она может рассматриваться как совокупность других систем, как "система систем".

Представляется, что сейчас с учетом принятых за последние 10 - 15 лет законодательных актов в состав финансовой системы Российской Федерации входит широкий перечень финансово-правовых институтов. Бегло охарактеризуем каждый из них.

Денежная система представляет собой форму денежного обращения в данной стране и включает в себя такие элементы, как:

1) официальная денежная единица Российской Федерации (рубль; рубль равен 100 копейкам);

2) виды денежных знаков (банкнота и монета);

3) порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);

4) организация денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения - ЦБ РФ. В российских учебниках финансового права при характеристике финансовой системы данный институт недооценивается. Между тем ст. 75 Конституции РФ уделяет ему особое внимание.

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название "внебюджетные". Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:

1) налоговая платежеспособность граждан;

2) система установленных законом налогов и сборов;

3) налоговая администрация;

4) применяемые государством методы налогообложения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 50.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налоговой системы Российского государства. Недаром И.Х. Озеров сводил налоговую систему к "совокупности налогов, сложившихся в данном государстве" <1>. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.

--------------------------------

<1> Озеров И.Х. Основы финансовой науки: Курс лекций. Вып. 1. М., 1911. С. 82 - 83.

К налоговой администрации относятся органы управления налогами, которые наделены властными полномочиями в сфере налогообложения и, согласно ст. 30 НК РФ, призваны осуществлять налоговый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя налоговые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы методов:

1) методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;

2) методы налогового администрирования, применяемые налоговой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:

1) создание условий для добровольного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;

2) налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов.

В юридической литературе называется достаточно обширный перечень конституционных принципов, на которых построена налоговая система (обязательность уплаты налогов, обеспечение единства налоговой политики на всей территории страны и т.д.) <1>, но не называется главный, выработанный европейской историей на протяжении многих столетий - принцип согласия граждан страны на взимание с них данного налога, который реализуется гражданами через свой представительный орган власти.

--------------------------------

<1> См.: Петрова Г.В. Налоговая система / Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 567.

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Федерации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке России, банковская система представлена двумя уровнями: к первому относится ЦБ РФ, ко второму - коммерческие банки, осуществляющие банковские операции; филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме "власть - подчинение", осуществляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга) представляет собой систему создания государственных и муниципальных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству либо муниципальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами - граждане и юридические лица.

Договор государственного займа регламентируется нормами гл. 14 "Государственный и муниципальный долг" БК РФ и заключается путем приобретения гражданами и юридическими лицами на добровольной основе государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика денежных средств. Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций.

Имущественное и личное страхование является одним из институтов финансовой системы Российской Федерации и представляет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые создаются в интересах физических и юридических лиц при наступлении непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования создаются денежные фонды страховщиков, используемые для возмещения ущерба.

Страхование бывает двух видов:

1) обязательное;

2) добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования оно подразделяется:

- на личное;

- имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: ГК РФ (ст. ст. 927 - 970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <1>, Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший институт финансовой системы Российской Федерации, так как непосредственно связаны с производством необходимой обществу продукции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализации которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъектов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников денежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством денежной системы, единством форм финансовой документации и единой правовой базой <1>. Правовую базу финансов предприятий образуют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

--------------------------------

<1> См.: Ермачкова Л.И. Финансово-правовое регулирование финансов предприятий (организации) / Финансовое право. М., 2002. С. 221 - 222.

Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания.

Изложенное позволяет сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.

В любой финансовой системе государства входящие в ее состав институты выполняют не совсем одинаковую роль с политической и экономической точек зрения. Есть институты базовые, без которых финансовая система государства может резко замедлить свой ход и даже совсем не работать, что приведет к кризису государства. К таким институтам относятся: денежная система, налоговая система, бюджетная система, банковская система. В периоды общественных смут, т.е. длительных структурных кризисов государства, указанные институты функционируют крайне плохо, в свою очередь дестабилизируя обстановку в государстве и толкая его к падению. Таким был период русской истории с февраля по октябрь 1917 г.

При выпадении из финансовой системы государства других элементов ход системы замедляется, тем не менее государство может более-менее успешно функционировать. Например, банковский кредит в СССР имел ничтожное значение, но от этого страдало не столько государство, сколько общество, граждане, которые не могли воспользоваться кредитом для решения своих материальных проблем. В целом все институты финансовой системы при их правильной настройке способствуют усилению экономической мощи государства и экономическому процветанию общества.

Каждый из институтов финансовой системы государства является финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансового права и формирующие финансовую систему Российской Федерации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.