logo
Учебник финансовое право

§ 2. Упрощенная система налогообложения

Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ была введена в действие с 1 января 2003 г. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.

Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН. Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.

Желающие перейти на данный специальный налоговый режим должны отвечать следующим условиям.

Субъектами данного специального налогового режима могут быть организации и индивидуальные предприниматели.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; ломбарды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований; бюджетные учреждения и иностранные организации;

2) организации и индивидуальные предприниматели:

а) занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

б) занимающиеся игорным бизнесом;

в) перешедшие на уплату ЕСХН;

3) организации:

а) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

б) имеющие филиалы и (или) представительства.

Приведенный перечень субъектов, которые не вправе применять данный специальный налоговый режим, является закрытым.

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период должна составлять не более 100 человек. Средняя численность определяется за девять месяцев текущего года в порядке, установленном Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).

Согласно Приказу Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 средняя численность работников включает в себя среднесписочную численность постоянных работников и внутренних совместителей, среднюю численность внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вопросы статистики. 2009. N 4.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает заявление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. руб. (без учета НДС) <1>.

--------------------------------

<1> Данный порядок определения предельной величины доходов применяется с 22 июля 2009 г. по 30 сентября 2012 г. В дальнейшем указанная величина должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Остаточная стоимость подлежащих амортизации, в соответствии с гл. 25 НК РФ, основных средств и нематериальных активов организации не должна превышать 100 млн. руб.

Доля участия других организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%, за исключением:

- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если при этом средняя численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50% и их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

- некоммерческих организаций, в том числе организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> РГ. 1992. 19 июня.

- хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором будет применяться данный специальный налоговый режим. Такое заявление имеет уведомительный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08 по делу N А65-26301/2006-СА1-29 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 12; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. N А74-254/08-Ф02-512/09 по делу N А74-254/08 // СПС "КонсультантПлюс".

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговых органах.

Субъекты, которые перестали до окончания текущего календарного года быть плательщиками ЕНВД, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. Если налогоплательщик на тот момент уже являлся субъектом упрощенной системы по другим видам деятельности, не подпадающим под уплату ЕНВД, он автоматически (без подачи заявления) становится плательщиком налога, исчисляемого по упрощенной системе налогообложения, по всем видам деятельности.

В случае если налогоплательщик не отвечает хотя бы одному из перечисленных условий, он не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбранный налогоплательщиком объект может изменяться им ежегодно с начала налогового периода при условии уведомления об этом налогового органа до 20 декабря предшествующего года.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) или договора доверительного управления имуществом, должны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Доходы субъекта упрощенной системы налогообложения определяются в том же порядке, что и в целях уплаты ЕСХН, и состоят из доходов от реализации и внереализационных доходов. Для некоторых видов доходов и расходов гл. 26.2 НК РФ установлены особенности их учета. Перечень расходов, учитываемых субъектами упрощенной системы налогообложения, является закрытым и установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Субъекты упрощенной системы налогообложения, так же как и плательщики ЕСХН, применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Налоговой базой в зависимости от выбранного объекта налогообложения является денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Для субъектов, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотрена уплата минимального налога, в случае если сумма исчисленного за налоговый период в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Сумма минимального налога определяется как 1% налоговой базы, которой являются доходы.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация представляется в налоговый орган только по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта, а индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка составляет 6%, если предметом налогообложения выбраны доходы. Если предметом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка будет равна 15%, но с 1 января 2009 г. законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом с начала календарного года рассчитываются авансовые платежи, которые уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, предусмотрен особый порядок исчисления налога, который заключается в возможности уменьшения суммы налога (в том числе авансовых платежей) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплаченных за этот же период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Сумма налога при этом не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения. Принудительный переход на иной режим налогообложения предусмотрен для субъектов, доходы которых по итогам налогового или отчетного периода превысили 60 млн. руб. <1> или которые в течение данного периода перестали соответствовать хотя бы одному из вышеназванных условий (кроме третьего и шестого), а также отвечать требованиям п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.

--------------------------------

<1> Данная величина доходов применяется с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно. С 1 января 2013 г. следует применять предельную величину доходов и порядок ее исчисления, предусмотренные п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

В таком случае субъект должен сообщить о переходе на иной налоговый режим в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного или налогового периода, а также уплатить налоги в соответствии с иным режимом налогообложения с начала квартала, в котором было допущено данное несоответствие. Штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение данного квартала при этом не взимаются.

С начала календарного года налогоплательщик вправе добровольно сменить режим налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения, но при этом теряет право вновь перейти на упрощенную систему в течение одного года, после того как он утратил право на применение данного специального режима.

Субъекты упрощенной системы налогообложения, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но должны вести налоговый учет показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы налога в Книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России <1>. Они обязаны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности, а также выполнять обязанности налоговых агентов.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения" // РГ. 2009. 4 марта.

С 1 января 2006 г. субъекты Российской Федерации получили право на своих территориях вводить для индивидуальных предпринимателей упрощенную систему налогообложения на основе патента. Перейти на указанную систему налогообложения могут индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей предпринимательской деятельности не более пяти наемных работников <1> и при этом осуществляют виды предпринимательской деятельности, закрытый перечень которых приводится в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. В перечень включены основные виды бытовых услуг, услуги по обучению и репетиторству, занятие частной медицинской практикой, сдача в аренду квартир и гаражей, услуги переводчика, тренерские услуги, услуги охранников и многие другие.

--------------------------------

<1> Среднесписочная численность работников за налоговый период определяется в порядке, аналогичном применяемому при упрощенной системе налогообложения.

Конкретные виды предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение данной системы, а также размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода <1> по каждому из этих видов предпринимательской деятельности определяются законами субъектов Российской Федерации, вводящими в действие упрощенную систему налогообложения на основе патента.

--------------------------------

<1> Понятие "потенциально возможный к получению доход" раскрыто в § 3 данной главы.

Индивидуальные предприниматели вправе по своему выбору применять упрощенную систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения на основе патента в случае принятия субъектами Российской Федерации соответствующих законов. При приобретении патента на индивидуальных предпринимателей распространяются все нормы, установленные гл. 26.2 НК РФ для упрощенной системы налогообложения, но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ.

Патент, удостоверяющий право индивидуального предпринимателя на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, выдается на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, перечисленных п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет на основании заявления, которое подается не позднее чем за один месяц до начала применения данного специального налогового режима. Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, где был выдан. Налогоплательщик вправе подавать заявления на получение патентов на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

В случае если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте Российской Федерации, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, он обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе.

Патент по желанию индивидуального предпринимателя может выдаваться на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается тот срок, на который выдан патент.

Годовая стоимость патента рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля (6%) установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Оплата 1/3 стоимости патента производится в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшиеся 2/3 - не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму обязательных страховых взносов в порядке, аналогичном применяемому при упрощенной системе налогообложения.

В отличие от субъектов упрощенной системы налогообложения индивидуальные предприниматели - обладатели патента не представляют в налоговые органы налоговую декларацию, но при этом не освобождаются от обязанности ведения налогового учета доходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ.

Добровольный переход на иной режим налогообложения возможен только после истечения периода, на который выдан патент. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. руб. и (или) в течение налогового периода индивидуальный предприниматель привлек более пяти наемных работников либо не оплатил или оплатил не полностью 1/3 стоимости патента в срок, а также занимался на основе патента видом предпринимательской деятельности, не предусмотренным в законе субъекта Российской Федерации, то он должен перейти на иной режим налогообложения, сообщив об этом в налоговый орган в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения и заплатив налоги в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Уплаченная стоимость (часть стоимости) патента ему при этом не возвращается.

Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на данную систему налогообложения не ранее чем через три года после того, как он утратил право на ее применение.