logo
Учебник финансовое право

§ 4. Система финансового права

Система финансового права: понятие и структура. Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей. Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве.

Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

1) помогает студенту и практикующему юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;

2) помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.

Оптимальным критерием при распределении норм финансового права по группам, т.е. подотраслям и правовым институтам, является предметный. В предмете финансового права заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы, и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов.

Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей:

1) эмиссионное право;

2) бюджетное право;

3) налоговое право;

4) банковское (публичное) право;

5) финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

- государственного кредита;

- лотереи;

- ценных бумаг;

- страхового права;

- финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права. Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их "родословная" такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права.

Эмиссионное право - авангардная категория в системе финансового права. Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

1) наличного денежного обращения;

2) безналичного денежного обращения;

3) ведения кассовых операций;

4) обращения ценных бумаг;

5) обращения иностранной валюты.

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Переход России в 90-х гг. XX в. к рыночным отношениям предопределил бурное развитие норм налогового права и, как следствие этих процессов, принятие в 1998 г. НК РФ. Количественные и качественные изменения в налоговом праве создали основу для выделения в данной подотрасли ряда правовых институтов. К ним относятся федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы, методы взимания налогов и сборов.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов:

- единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части;

- бюджетной классификации;

- бюджетного устройства;

- бюджетных прав;

- бюджетного процесса;

- сметно-бюджетного финансирования (расходного права);

- бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское (публичное) право - другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

1) монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;

2) обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;

3) осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

4) осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Особую роль в системе банковского права играет эмиссионное право, которое выделилось в силу юридических, экономических и дидактических причин в самостоятельную подотрасль финансового права.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

В рыночных условиях произошло усложнение и расширение финансового контроля в Российской Федерации, увеличение в государстве финансово-контрольных структур. В настоящее время финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. Следствием этого является резкое увеличение с начала 90-х гг. XX в. в нашей стране количества норм финансового права, регулирующих финансово-контрольную деятельность.

Профессор В.Е. Чиркин утверждает, что это мировая тенденция, и ставит вопрос о выделении контрольной власти <1>. Все это позволяет говорить о финансово-контрольном праве как подотрасли финансового права <2>. К правовым институтам, входящим в состав данной подотрасли, относятся парламентский финансовый контроль, финансовый контроль органов исполнительной власти, негосударственный финансовый контроль в форме аудита, формы и методы финансового контроля.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Контрольная власть. М., 2008. С. 10 - 11.

<2> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 111 - 112.

Второй эшелон образуют самостоятельные правовые институты, имеющие существенное значение в системе финансового права. По своему содержанию они являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К этому эшелону относятся правовые институты:

- государственного кредита (долга);

- лотерейного дела;

- страхового права;

- финансов предприятий всех форм собственности;

- валютных операций;

- рынка ценных бумаг;

- бухгалтерского учета;

- правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.