§ 3. Налоговые правоотношения.
Субъекты налоговых правоотношений
Налоговыми правоотношениями являются регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы государства, а также при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов.
Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права - это разновидность финансово-правовых норм. Однако налоговым правоотношениям присущи определенные признаки, позволяющие их обособлять от финансово-правовых правоотношений.
Прежде всего налоговые правоотношения являются результатом одностороннего установления государства, поскольку налог устанавливается государством в одностороннем порядке <1>.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 255.
Налоговые правоотношения возникают и функционируют в сфере формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, т.е. охватывают только определенную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Налоговые правоотношения являются публично-правовыми, поскольку выступают формой реализации интересов государства (публичных интересов). Государство посредством установления налоговых норм обеспечивает реализацию стоящих перед ним задач. Налоговые нормы служат одним из средств, обеспечивающих реализацию фискальных интересов.
Налоговые правоотношения имеют имущественный характер, который проявляется прежде всего в том, что являющиеся объектом налоговых правоотношений материальные блага переходят от одних субъектов (налогоплательщиков) к государству и муниципальным образованиям.
Налоговые правоотношения являются отношениями "власти и подчинения", поскольку обязательным субъектом этих отношений является государство в лице уполномоченных им органов власти. В целом в рамках налоговых правоотношений государство или уполномоченный им орган наделены несоразмерно большими правами, чем иные участники налоговых отношений. В силу этого в юридической литературе налоговые правоотношения определяется как властеотношения. Это предопределено самой природой налога как формы принудительного изъятия денежных средств.
Соответственно, государство может осуществить изъятие только с помощью имеющихся средств государственного принуждения. Налогоплательщик в результате изъятия части имущества государством не получает от последнего эквивалентного возмещения. Несмотря на то что в механизме правового регулирования налоговых отношений стал использоваться диспозитивный метод правового воздействия, императивный характер налоговых отношений от этого не меняется.
Правоотношения как сложный элемент обладают собственной структурой. В теории права в состав правоотношения включают субъект, объект и содержание правоотношения, которое представляет собой субъективные юридические права и обязанности.
Объектом налоговых правоотношений, а именно материальных (имущественных) налоговых правоотношений, следует признать денежные средства, которые подлежат уплате обязанными субъектами в соответствующие бюджеты, а объектом неимущественных (процедурных) правоотношений следует признать такое нематериальное благо, как правопорядок в сфере налогообложения, обеспечивающий надлежащее исполнение налоговых обязательств, а также в сфере других обязанностей, установленных налоговым законодательством <1>.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 271.
Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.
В регулятивных налоговых правоотношениях на налогоплательщика распространены обязанности совершить определенные действия, противопоставлено право требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 93.
Многообразие налоговых правоотношений позволяет нам провести определенную классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.
По функциям права выделяют:
- регулятивные;
- охранительные налоговые правоотношения.
По характеру налогово-правовых норм выделяют:
- материальные;
- процессуальные правоотношения.
По объекту налоговых отношений выделяют:
- имущественные;
- неимущественные отношения.
По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяют:
- сложные;
- простые правоотношения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 195 - 200.
В правовом механизме регулирования налогообложения основу составляют регулятивные налоговые правоотношения, в рамках которых осуществляется программирование поведения участников правоотношений путем установления их прав и обязанностей.
Охранительные налоговые правоотношения имеют производный характер от регулятивных. В рамках охранительных налоговых правоотношений реализуется охранительная функция налогового права, которая заключается в применении мер государственного воздействия на участников правоотношений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (например, ответственность за совершение отдельных видов налоговых правонарушений установлена в гл. 16 НК РФ).
Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связаны с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами.
Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Жизненные обстоятельства как юридические факты существуют помимо права, но именно нормы права могут тем или иным обстоятельствам придавать определенный юридический статус. Многочисленность юридических фактов обусловливает необходимость проведения их классификации.
По волевому признаку юридические факты классифицируются на:
- события;
- действия.
В свою очередь, события подразделяются на абсолютные и относительные, а действия подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерные же действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки, а неправомерные действия - на преступления и проступки.
По характеру правовых последствий выделяют факты:
- правообразующие;
- правопрекращающие;
- правоизменяющие юридические.
Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, но и на основе нескольких фактов, что образует так называемый фактический состав <1>.
--------------------------------
<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 257 - 271.
В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты деяния, так и события.
Основанием для изменения налоговых правоотношений могут служить такие юридические факты, как:
- изменение сроков уплаты налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки, а также предоставление инвестиционного налогового кредита;
- изменение правового статуса налогоплательщика и др.
Основанием для прекращения налоговых правоотношений могут послужить следующие юридические факты:
- исполнение налогового обязательства в порядке и в сроки, которые определены законом;
- принятие нормативного акта, отменяющего установленный ранее налог;
- смерть налогоплательщика - физического лица;
- ликвидация налогоплательщика - юридического лица;
- гибель или иная утрата имущества, являющегося объектом налогообложения, и др.
Субъекты налоговых правоотношений. В теории права понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" признаются идентичными понятиями, но при этом делаются следующие оговорки:
- конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
- новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений;
- правоотношения не единственная форма реализации права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 257 - 271.
Субъекты права наделены определенным свойством, или, можно сказать, качествами, которыми они наделяются государством, а именно правосубъектностью, которая характеризуется двумя элементами: правоспособностью и дееспособностью.
Правосубъектность можно определить как установленную нормами права способность субъекта быть носителем юридических прав и обязанностей.
Правоспособность является предпосылкой для возникновения правоотношения. Правоспособность представляет собой абстрактную возможность быть носителем прав и обязанностей. В свою очередь, дееспособность представляет собой способность субъекта реализовать своими действиями права и нести обязанности, а также отвечать за их последствия. В теории права различают общую, отраслевую и специальную правосубъектность.
Применительно к налоговому праву следует отметить наличие налоговой правосубъектности, которая имеет отраслевой и специальный характер <1>.
--------------------------------
<1> См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 11.
Признание субъектом налогового права осуществляется посредством распространения на индивидуальных и коллективных субъектов норм законодательства о налогах и сборах.
Налоговая правосубъектность характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью.
Субъекты налогового права вступают в налоговые правоотношения путем правореализации, т.е. непосредственно своими действиями претворяя налоговые нормы. Субъекты налогового права осуществляют реализацию норм налогового права путем соблюдения, исполнения, правоприменения правовых норм.
В ст. 9 НК РФ содержится перечень субъектов, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К их числу отнесены:
- организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии с НК РФ;
- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с НК РФ;
- налоговые органы;
- таможенные органы.
Определенный в НК РФ круг участников не является исчерпывающим, поскольку число потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений не ограничивается только теми участниками, которые определены в ст. 9 НК РФ. Их число намного больше, что наглядно видно в таких институтах, как налоговое обязательство, налоговый контроль и др.
В юридической литературе отмечается, что проблема определения роли государства в качестве субъекта налоговых правоотношений является одной из самых сложных <1>. Государство является носителем суверенитета, одним из выражений которого является исключительное право государства осуществлять установление налогов и обеспечивать их взимание посредством государственного принуждения.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 271.
Следует признать, что государство, являясь субъектом налоговых правоотношений, тем не менее посредством установления системы государственных органов (налоговых и финансовых), наделенных определенной компетенцией в налоговой сфере, непосредственно является участником налоговых отношений и участвует в налоговых правоотношениях посредством государственных органов. Фактически государственные органы (налоговые и финансовые) являются представителями государства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 277.
Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в указанных правоотношениях через осуществление полномочий специальных государственных органов, созданных для осуществления контроля и надзора за надлежащим исполнением публично-правовой обязанности (обязательства) по уплате налогов и сборов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н.А. Шевелевой. С. 122.
Правовой статус государственных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, определяется через совокупность следующих элементов: целевого, структурно-организационного, компетенционного <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 177.
В системе органов государственной власти, являющихся участниками налоговых правоотношений, следует выделить:
- финансовые органы Российской Федерации;
- налоговые органы Российской Федерации;
- таможенные органы Российской Федерации.
Финансовые органы представлены Минфином России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области финансов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, могут быть представлены в зависимости от системы и структуры органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований министерствами финансов, управлениями или департаментами финансов субъектов Российской Федерации или финансовыми отделами муниципальных образований.
Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым являются ФНС России и ее территориальные органы.
Таможенные органы РФ представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, которым является ФТС России и ее территориальные органы.
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Минфин России осуществляет следующие полномочия:
1) принимает следующие нормативные правовые акты:
а) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
б) форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
в) форму требования об уплате таможенных платежей;
2) дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минфин России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.
Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Правовой статус налоговых органов определяют НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ, а также Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Система налоговых органов включает:
- ФНС России;
- Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- межрегиональные инспекции ФНС России;
- инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- инспекции ФНС России межрайонного уровня.
Система налоговых органов базируется на принципах единства и централизации.
Важнейшим звеном, определяющим правовой статус налоговых органов, является их компетенция, т.е. совокупность властных полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно реализуется ФНС России и ее территориальными органами.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных НК РФ;
15) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.
ФНС России наделена следующими полномочиями <1>:
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
1) осуществляет контроль и надзор за:
а) соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
б) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;
в) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
г) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
д) проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
е) соблюдением организатором азартных игр требований, установленных законом;
2) выполняет следующие функции:
а) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
б) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
в) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
г) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности.
На налоговые органы возлагаются следующие обязанности:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
- руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии актов налоговой проверки и решений налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
- осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
- по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы исполняют также другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений являются таможенные органы.
В систему таможенных органов включаются федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы являются субъектами налоговых правоотношений, связанных с взиманием только двух налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В настоящее время законодательство о налогах и сборах не включает таможенные пошлины и сборы в систему федеральных налогов и сборов. Отношения, связанные с установлением, введением и взиманием таможенных пошлин и сборов, в настоящее время регулируются в полном объеме таможенным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере определения компетенции указанных органов, а также в сфере взимания таможенных платежей.
Для осуществления возложенных функций таможенные органы имеют свою систему, включающую в себя:
- ФТС России;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными актами законодательства о налогах и (или) сборах, а также федеральными законами.
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
При этом на должностных лиц налоговых и таможенных органов возлагаются следующие обязанности:
- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства.
Важнейшим элементом деятельности государственных органов, являющихся участниками налоговых правоотношений, является обеспечение защиты интересов налогоплательщиков в случае нарушения указанными органами прав налогоплательщиков и иных лиц. Закон возлагает на налоговые и таможенные органы обязанность нести ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ и иными федеральными законами. В свою очередь, должностные лица указанных органов за неправомерные действия или бездействие несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - субъекты налогового права делятся на две группы:
1) физические лица;
2) организации.
Налоговый кодекс РФ (ст. 11) определяет налогоплательщиками и плательщиками сборов организации и физические лица, на которых возлагается обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Понятие "налогоплательщик" является специальным термином законодательства о налогах и сборах. Рассматриваемый термин подлежит использованию исключительно законодательством о налогах и сборах, поскольку присущ исключительно налоговому праву.
В основе определения правового статуса налогоплательщиков лежит налоговая правосубъектность, состоящая из налоговой правоспособности и налоговой дееспособности. Как уже указывалось, налоговая правоспособность и налоговая дееспособность - взаимосвязанные категории.
Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Особое место в числе налогоплательщиков - физических лиц занимают индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности.
В целях налогообложения к категории налогоплательщиков отнесены также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Налоговая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. При этом остается в юридической литературе открытым вопрос об определении момента наступления налоговой дееспособности.
К сожалению, законодатель не определил каких-либо критериев, позволяющих определить момент наступления налоговой дееспособности. Действующее законодательство предусмотрело возможности реализации обязанности по уплате налогов и сборов с физических лиц, не обладающих налоговой дееспособностью, через законных представителей. В законодательстве получил определение только момент возникновения налоговой деликтоспособности физического лица, т.е. способности самостоятельно нести ответственность за совершенное налоговое правонарушение. Налоговая деликтоспособность физического лица наступает по достижении 16 лет (ст. 107 НК РФ).
Рассматривая организации как налогоплательщиков, следует отметить, что понятие "организации", закрепленное в законодательстве о налогах и сборах, также имеет специальный характер.
В законодательстве о налогах и сборах под организациями на основании п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются:
- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах разделяет организации на российские и иностранные. В отличие от иностранных организаций филиалы и представительства российских организаций налогоплательщиками не являются. Понятие "организации", которое содержится в законодательстве о налогах и сборах, не тождественно понятию юридического лица, содержащемуся в гражданском законодательстве.
Рассматривая вопросы налоговой правоспособности и дееспособности российских организаций, следует признать, что они возникают одновременно с момента государственной регистрации уполномоченным государственным органом.
При создании российских организаций организационно-правовые формы определяются гражданским законодательством Российской Федерации.
Элементами правового статуса налогоплательщика являются его права и обязанности.
Налогоплательщики вправе (ст. 21 НК РФ):
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Перечисленные права налогоплательщиков не имеют исчерпывающего характера, поскольку налогоплательщики имеют также иные права, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности (ст. 23 НК РФ):
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете; за исключением случаев, когда организации, в соответствии с указанным Законом, не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеуказанных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии или закрытии счетов - в семидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, или прекращении деятельности организации через обособленное подразделение;
- о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также исполнять иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также исполняют обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 23 НК РФ).
Необходимость осуществления финансового контроля за полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов обусловила появление в налоговом праве института налоговых агентов. Законодательство о налогах и сборах определяет для налогоплательщиков обязанность самостоятельно рассчитывать и перечислять налоги и сборы. Тем не менее налоговые органы не могут осуществлять полноценный оперативный контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
Для обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов была введена особая категория лиц, осуществляющих исчисление, удержание и перечисление налогов, - налоговые агенты.
Под налоговыми агентами законодательство о налогах и сборах (ст. 24 НК РФ) понимает лиц, на которых, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В юридической литературе нет единого мнения по поводу определения правового статуса налоговых агентов <1>. Тем не менее нельзя не отметить, что налоговые агенты имеют двойственный статус и обусловлено это прежде всего тем, что налоговые агенты одновременно являются и налогоплательщиками, и уполномоченными лицами налоговых органов, посредством которых осуществляется реализация конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
--------------------------------
<1> См.: Штерн С. Налоговые агенты: проблема статуса и практики. М., 2004. С. 5 - 8.
На налоговых агентов возлагаются следующие обязанности (ст. 24 НК РФ):
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Осуществляя исчисления, удержания и перечисления налогов, налоговый агент прежде всего реализует свои обязанности перед государством, за ненадлежащее исполнение которых он может быть привлечен к ответственности. При реализации соответствующих обязанностей налогового агента правоотношения по уплате налогов и сборов складываются только между государством и налогоплательщиком, соответственно, между налогоплательщиком и налоговым агентом не может возникать каких-либо публично-правовых отношений.
В современных условиях важнейшую роль в реализации обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов играют кредитные организации. Законодательство о налогах и сборах не делает различия между понятиями "банк" и "кредитная организация".
В частности, под банками понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, представляется, что необходимо рассматривать в качестве субъектов налогового права не только банки, а в целом кредитные организации.
Кредитные организации являются участниками налоговых правоотношений, в которых они могут выступать в качестве налогоплательщиков и (или) налоговых агентов, а также в качестве субъектов, на которых возложены некоторые обязанности.
На кредитные организации возлагаются следующие обязанности:
- исполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты. Данная обязанность должна быть исполнена при достаточности денежных средств на счете указанных субъектов не позже операционного дня, следующего за днем представления платежного документа;
- исполнять решения налогового органа о взыскании налогов (сборов) или пеней за счет денежных средств налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов в порядке очередности, определенной гражданским законодательством. Данная обязанность должна быть исполнена не позже операционного дня, следующего за днем представления инкассового поручения;
- открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- сообщать налоговому органу об открытии и закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей по месту их налогового учета. Данная обязанность должна быть исполнена в пятидневный срок;
- представлять налоговому органу документы, подтверждающие исполнение платежных документов налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов, в том числе инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пеней;
- представлять справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней по мотивированным запросам налоговых органов;
- не проводить каких-либо операций по счетам при приостановлении налоговым органом операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей;
- не открывать иных счетов при приостановлении операций по счетам в кредитной организации.
В юридической литературе до настоящего времени нет единого мнения по проблеме определения юридической природы отношений, которые складываются при уплате налогов и сборов через кредитные организации по поручению налогоплательщиков денежных средств.
Конституционный Суд РФ в ряде постановлений косвенно коснулся данной проблемы, в частности, была изложена следующая правовая позиция. Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие кроме налогоплательщика кредитные учреждения, государственные органы.
Субъекты налоговых правоотношений вправе реализовать свои права непосредственно или через представителя. При этом следует отметить, что реализация некоторых прав и обязанностей может осуществляться только непосредственно субъектом (гл. 4 НК РФ).
Институт представительства призван позволить налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также налоговым агентам реализовать свои права через уполномоченных ими лиц.
Представительство подразделяется по основаниям представительства на:
- законных представителей;
- уполномоченных представителей.
В качестве представителей могут выступать как физические лица, так и организации.
В качестве законных представителей налогоплательщика, т.е. представителей в силу закона и учредительных документов, выступают в отношении несовершеннолетних их законные родители, в отношении подопечных - опекуны и попечители. Законными представителями налогоплательщиков-организаций выступают ее органы.
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах).
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Отношения, которые складываются в процессе осуществления представительства, в полном объеме имеют гражданско-правовой характер.
Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Положения ст. 45 НК РФ свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств <1>.
--------------------------------
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Сибирский Тяжпромэлектропроект" и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации" // Экономика и жизнь. 2004. N 20.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств