logo
Учебник финансовое право

Банковская система Российской Федерации

Уровень

Вид субъектов банковской системы

Первый уровень

Банк России. Основными его функциями являются банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, филиалов и предста- вительств иностранных банков

Второй уровень

Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), в том числе кредитные организации с иностранным участием и филиалы и представительства иностранных банков

Под кредитной организацией понимается коммерческая организация в форме хозяйственного общества, действующего на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ и осуществляющего банковские операции.

На 1 февраля 2010 г. было зарегистрировано 1058 кредитных организаций. Подчеркнем, что в настоящий момент в Российской Федерации сохраняется тенденция сокращения количества зарегистрированных кредитных организаций. Так, например, на 1 января 2004 г. было 1666 зарегистрированных кредитных организаций.

Все кредитные организации подразделяются:

- на банки;

- на небанковские кредитные организации.

Основным отличием банка от небанковской кредитной организации является объем разрешенных банковских операций. Так, банк вправе осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В свою очередь, небанковская кредитная организация имеет право лишь осуществлять отдельные банковские операции. Их допустимое сочетание устанавливается Банком России. В настоящее время можно выделить:

- депозитно-кредитные небанковские кредитные организации (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет), расчетные небанковские кредитные организации (открытие и ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств);

- небанковские кредитные организации инкассации (инкассация денежных средств, ценных бумаг и иных ценностей).

Другой субъект банковской системы Российской Федерации - филиалы и представительства иностранных банков. К последним относятся банки, признанные таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы. В настоящее время иностранный капитал в банковском секторе проявляется не столько через создание филиалов и представительств, сколько через участие иностранных банков в уставном капитале дочерних кредитных организаций.

Вместе с тем вопрос о допуске филиалов иностранных банков является для России достаточно актуальным, особенно в свете вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основным опасением, связанным с доступом филиалов иностранных банков на российский рынок банковских услуг, является то, что "дешевые ресурсы" иностранных банков, более высокие стандарты оказания банковских услуг могут привести к заметному ухудшению положения отечественных кредитных организаций и их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными банками.

В рамках взаимодействия субъектов банковской системы выделяют несколько видов финансовых правоотношений:

- отношения между Банком России и государственными органам власти в процессе его формирования и контроля за его деятельностью;

- отношения власти-подчинения возникают между Банком России как органом банковского регулирования и надзора и кредитными организациями;

- вертикальные отношения между другими государственными органами. Среди них можно выделить отношения между ФНС России, Федеральной антимонопольной службой, ФСФР России, Федеральной службой финансового мониторинга и кредитными организациями, построенные на началах власти-подчинения.

Вместе с тем в сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые не входят в банковскую систему Российской Федерации.

Прежде всего к ним можно отнести Агентство по страхованию вкладов, которое, как и его предшественник (Агентство по реструктуризации кредитных организаций), является государственной корпорацией - некоммерческой организацией. Его основной целью является обеспечение функционирования страхования вкладов. Для ее реализации Агентство организует учет банков (ведет их реестр), осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляет учет требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения, размещает или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Отдельно следует остановиться на государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее - Внешэкономбанк)", правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <1>, созданной в место Банка внешнеэкономической деятельности СССР.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Внешэкономбанк является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, целью деятельности которой является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Внешэкономбанк ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, предпринимательская деятельность осуществляется Внешэкономбанком постольку, поскольку это служит достижению указанных выше целей. Прибыль Внешэкономбанка расходуется исключительно на достижение целей его деятельности.

Особенностью правового положения Внешэкономбанка является то, что государственная корпорация вправе без лицензии Банка России на основании федерального закона осуществлять банковские операции.

Кроме того, законодатель выделяет союзы и ассоциации кредитных организаций, которые являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на защиту и представление интересов своих членов, координацию их действий, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработку рекомендаций по осуществлению банковской деятельности. Среди действующих ассоциаций можно выделить Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков Российской Федерации.

В соответствии с действующим российским законодательством банковская группа и банковский холдинг не являются юридическими лицами и должны рассматриваться как неформальное объединение нескольких юридических лиц для достижения определенной цели. Основным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что членами банковской группы выступают исключительно кредитные организации, в том числе его головная организация. В свою очередь, в банковском холдинге могут участвовать как кредитные, так и некредитные организации, при этом его головной организацией может являться только некредитная организация.

Вместе с тем Банк России ведет учет субъектов, не входящих в банковскую систему. Союзы и ассоциации подлежат регистрации ЦБ РФ в уведомительном порядке в течение одного месяца с даты их образования. Головная организация банковской группы или холдинга также уведомляет Банк России о создании банковской группы или холдинга.

Рассмотрим основные особенности банковской системы России.

Прежде всего следует подчеркнуть специфику правового положения центрального кредитного учреждения - Банка России. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой - обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства.

Иными словами, Банк России не является органом государственной власти, более того, независим от этих органов в своей деятельности, но вместе с тем наделен государственно-властными полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора. Иных надзорных органов в данной сфере не предусмотрено.

Как было сказано ранее, банковская система России является двухуровневой системой, на первом уровне которой находится Банк России, на втором - остальные субъекты банковской системы.

Как особенность банковской системы можно рассматривать возложение на кредитные организации ряда государственных функций. К ним относят функции агентов валютного контроля; функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также налоговые функции в части уведомления налоговых органов об открытии и закрытии банковских счетов юридическими лицами. Данная деятельность кредитных организаций обеспечивает реализацию государственного финансового контроля на территории России.

Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк.

Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Подчеркнем, что данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации.

Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Они также выступают кредитором государства путем приобретения государственных долговых обязательств.