§ 2. Инвестиционная деятельность
как институт финансового права
Развитие рыночных механизмов в Российской Федерации в 90-х гг. прошлого столетия дало существенный импульс развитию законодательства, нормы которого призваны регулировать экономическую деятельность. В наибольшей степени этот процесс затронул отрасль финансового права. В ее составе сформировались такие крупные подотрасли права, как налоговое, бюджетное и др. Динамично развивались и иные правовые институты, прямо или косвенно регулирующие финансово-правовые отношения, например, отношения в области денежного обращения, кредита, расчетов.
В этот же период сформировался и большой блок нормативных актов, регулирующих отношения в сфере операций на финансовых рынках, а также инвестиционных операций. Наряду с системной обособленностью указанное законодательство помимо норм финансового права включало в себя большое количество норм гражданского, административного, предпринимательского и других отраслей российского права. Вместе с тем нормы финансового права играли ключевую и системообразующую роль.
Следует иметь в виду, что инвестиции - это не только фонды денежных средств, но и иные материальные и нематериальные активы, имеющие денежное выражение. В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью вкладом в капитал хозяйственного общества могут быть денежные средства, а также ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В качестве инвестиций вещи, имущественные права, включая объекты интеллектуальной собственности, приобретают качественно новые характеристики: они вместе с деньгами становятся единым целым - капиталом конкретного общества.
В широком смысле можно говорить о наличии в российском праве комплексного правового образования - инвестиционного права, которое имеют в своем составе финансово-правовые нормы в качестве системообразующих. Публичное начало, присущее нормам финансового права, определяет содержание и смысл инвестиционной деятельности в целом.
Инвестиционное право как наука представляет собой сумму научных знаний, суждений и даже гипотез, выработанных учеными и специалистами, изучающими инвестиционные правоотношения.
Как учебная дисциплина инвестиционное право представляет собой совокупность знаний в области инвестиционных правоотношений, а также систематизированные приемы и методы преподавания этих знаний слушателям. На практике инвестиционное право может преподаваться не только в рамках курса финансового права, но и как самостоятельная учебная дисциплина.
В свою очередь, инвестиционное право - подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода.
Можно выделить следующие субинституты инвестиционного права (как комплексной подотрасли российского права):
- правовое регулирование инвестиций в форме капитальных вложений (прямые инвестиции);
- правовое регулирование инвестиционных операций на финансовых рынках (портфельные инвестиции, арбитражные операции);
- правовое регулирование специальных форм кредитования, таких как синдицированный, субординированный кредиты;
- правовое регулирование специальных форм финансирования (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции);
- правовое регулирование иностранных инвестиций;
- правовое регулирование коллективных инвестиций (общие фонды банковского управления, паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования);
- правовое регулирование инвестиций в недропользование и раздела продукции;
- правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве.
Институт правового регулирования операций на финансовых рынках, в свою очередь, можно условно разделить на два субинститута:
1) правовое регулирование на рынке ценных бумаг;
2) правовое регулирование на валютном рынке.
Современное инвестиционное законодательство динамично эволюционирует, что позволяет предположить формирование новых институтов, например, регулирование инвестиций в области инновационных технологий, венчурного бизнеса и др. Во многом это зависит от государственной инвестиционной политики, от желания развивать, а значит, регулировать приоритетные отрасли экономики.
Предметом рассматриваемого правового образования являются общественные отношения, связанные с процессом функционирования особого вида финансов - инвестиций, вкладываемых инвестором в хозяйственный оборот получателя инвестиций. Немаловажно, что инвестор может как использовать для этих целей собственные свободные финансовые ресурсы, так и привлекать их дополнительно путем займа или кредита.
Данные операции для большинства участников инвестиционного процесса не создают самостоятельного вида предпринимательской деятельности, так как являются всего лишь элементом управления собственными внутренними финансами наряду с организацией бухгалтерского или управленческого учета, реализацией маркетинговой стратегии или внутренней кадровой политики.
Таким образом, предметом регулирования инвестиционного права (как комплексной отрасли российского права) являются общественные отношения:
- связанные с аккумулированием финансов инвесторами, выработкой инвестиционных стратегий, определением целей и задач инвестирования, оценкой инвестиционных объектов (оценка инвестиционной привлекательности);
- связанные с процессом вложения накопленных активов в различные финансовые инструменты путем приобретения и продажи разнообразных активов, их консолидации, диверсификации, реструктуризации;
- связанные с управлением инвестиционными активами и контролем за ними;
- возникающие при реализации инвестиционных активов, получении инвестиционной прибыли, реинвестировании.
Как видно из перечисленных общественных отношений, инвестиционную деятельность можно охарактеризовать как замкнутый инвестиционный цикл: накопление - вложение - управление, контроль - продажа и получение прибыли.
Каждый из циклов может варьироваться в зависимости от объема финансовых ресурсов, времени инвестирования, источников и объектов инвестирования, круга субъектов, степени и видов риска, отраслевой направленности, уровня доходности и проч., но неизменным остается единство данных общественных отношений, что и образует обособленный предмет инвестиционного права (в широком смысле как комплексной отрасли российского права). Единство обеспечивается еще и тем, что объектом данных правоотношений являются финансы в той или иной форме.
Предметом инвестиционной деятельности как института финансового права, в свою очередь, являются отношения по аккумулированию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, имеющих особую финансовую специфику, состоящую в их инвестиционном предназначении.
Другим ключевым критерием отраслевого деления норм права является метод правового регулирования, который включает в себя набор приемов и способов регулятивного воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования инвестиционной деятельности не является самостоятельным методом, а использует метод правового регулирования финансового права. Это своеобразное сочетание императивных и диспозитивных норм права, где явный приоритет отдается императивному методу, методу государственно-властных предписаний.
В этом случае государство прямо устанавливает правила поведения всех участников инвестиционных правоотношений. Для финансово-правового метода регулирования характерна его приоритетная направленность на экономические интересы государства, которая была отмечена еще Е.А. Ровинским.
Источниками инвестиционного права являются объективные формы, в которых нашло выражение данное правовое направление.
Главенствующая роль в инвестиционном праве, как и в российском праве в целом, принадлежит законам как нормативным актам, обладающим высшей юридической силой.
Подзаконные акты по отношению к законам играют вспомогательную роль и предназначены развивать положения законов, конкретизировать их применение, и в совокупности эти источники являются инвестиционным законодательством.
Акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты также являются источниками инвестиционного права.
Особую роль в системе источников инвестиционного права играют нормы Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает законодательные основы инвестиционной деятельности, правового режима инвестирования на территории Российской Федерации и основы правового статуса инвестора.
Отдельные статьи Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых потоков, свободное использование имущества и иных результатов инвестиционной деятельности, регулируют права и обязанности инвесторов, а также охрану частной собственности инвесторов.
Конституция РФ координирует международные внешнеэкономические связи Российской Федерации, определяет порядок заключения инвестиционных международных договоров и соглашений. Отдельные вопросы осуществления иностранных инвестиций закреплены в конституциях субъектов Российской Федерации.
Важными источниками являются ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, НК РФ. Гражданский кодекс РФ устанавливает основные организационно-правовые формы (ООО, ОДО, ЗАО, АО, ИП), при помощи которых субъекты инвестиционной деятельности могут осуществлять инвестирование.
Гражданский кодекс РФ также приводит определение международного правового статуса иностранного инвестора, устанавливает основные виды объектов гражданских прав, денег, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных вещей, которые могут быть использованы в качестве инвестиционного ресурса.
Налоговым кодексом РФ регулируются правоотношения, связанные с порядком налогообложения различных видов и форм инвестиционной деятельности, особенностями налогообложения иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен международными актами, а также надзорные и фискальные функции налоговых органов в отношении инвесторов.
Таможенный кодекс РФ регулирует правила внешнеэкономической деятельности и режим пересечения таможенной границы Российской Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности.
Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрено право субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционные правоотношения на территории соответствующих субъектов. В связи с этим указанные акты также относятся к источникам инвестиционного права.
Источниками инвестиционного права являются нормативные акты исполнительных органов Российской Федерации, а именно Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Минфина России, ФСФР России, Минприроды России, Федеральной антимонопольной службы, других органов исполнительной власти. Особое место занимают акты ФСФР России - ведущего регулятора осуществления инвестиционной деятельности на фондовом рынке России.
Важными источниками инвестиционного права являются международно-правовые акты. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) <1> заложила основы деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Положениями Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) <2> была сформирована система стимулирования инвестиций при помощи их международного страхования. Конвенция о защите прав инвесторов (1997 г.) <3> позволила унифицировать инвестиционное законодательство стран СНГ, закрепила понятия инвестора и инвестиций, установила благоприятный режим взаимного инвестирования между Российской Федерацией и странами СНГ.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. Спец. приложение к N 7. 2001. С. 74 - 92.
<2> Вестник ВАС РФ. Спец. приложение к N 7. 2001. С. 92 - 122.
<3> Вестник ВАС РФ. 1997. N 8.
Действующая нормативная база инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом существующих реалий.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств