§ 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
между звеньями бюджетной системы
Бюджетные расходы обусловлены самим фактом существования государства, его аппарата, необходимостью осуществления различных социально значимых функций.
Под расходами бюджетов понимается сложная система распределения и перераспределения денежных средств и финансовых потоков, направляемых на экономическое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, исходя из необходимости ориентирования на конечный результат.
Правомерным также будет предложить другое определение. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на определенный плановый период.
Расходы бюджетов помимо своего денежного характера представляют собой набор способов и приемов, различных методик, посредством которых финансовые ресурсы из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации поступают получателям и распорядителям бюджетных средств.
Регулирующее значение расходов с середины XIX в. изучается представителями экономической науки. Так, с точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, а их избыточность порождает инфляционные процессы. Ряд западных экономистов считают, что правительствам необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики, и, наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки (в Российской Федерации указанный инструментарий можно отнести к категории "бюджетное регулирование"). Такой подход базируется на двух основных выводах:
1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, как следствие, ведет к расширению объема выпуска продукции и увеличению уровня занятости;
2) увеличение сумм собираемых налогов сокращает доход домашних хозяйств и, соответственно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.
Существует определенная классификация расходов.
- По бюджетной классификации расходы подразделяются:
- на функциональные;
- ведомственные;
- экономические и др.
К примеру, ведомственный признак дает возможность в каждой группе расходов бюджета выделить непосредственных получателей бюджетных средств - министерства, агентства, государственные учреждения и т.д.
- По экономическому содержанию расходы подразделяются:
- на текущие;
- капитальные.
- По участию в воспроизводстве общественного продукта расходы бывают связанные:
- с материальным производством;
- нематериальным производственным циклом.
- По уровню управления расходы делятся по уровням бюджетной системы, принятой в государстве:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" из текста БК РФ исключены существовавшая ранее классификация расходов бюджетов на текущие расходы и капитальные расходы и статья о формах расходов бюджетов. Однако необходимо иметь в виду, что в теоретическом плане классификация расходов на текущие и капитальные остается актуальной.
Бюджетный кодекс РФ довольно подробно регулирует институт "расходы бюджетов".
Статья 6 БК РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется БК РФ, рядом подзаконных нормативных правовых актов, законами о соответствующих бюджетах на плановый период (ранее - на очередной финансовый год).
В настоящее время в Российской Федерации осуществление расходов бюджетов производится исходя из необходимости достижения конкретного результата, доведения финансовых средств до их конкретного получателя - бюджетника, социального работника и т.д. Указанные новеллы до их реализации посредством корректировки норм БК РФ были отражены в таком ключевом подзаконном нормативном правовом акте, как Постановление Правительства РФ "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Кроме того, в соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ из текста БК РФ исключена существовавшая ранее классификация расходов бюджетов на текущие расходы и капитальные расходы, исключена статья о формах расходов бюджетов.
Законодателем введены новые понятия.
Бюджетные ассигнования - предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
К примеру, ст. 69 БК РФ регламентирует, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования:
1) на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) социальное обеспечение населения;
3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
5) предоставление межбюджетных трансфертов;
6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7) обслуживание государственного (муниципального) долга;
8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В БК РФ также закреплен новый термин - бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1).
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования:
1) на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
2) предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
3) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
4) закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
а) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
б) осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
в) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
г) закупки товаров в государственный материальный резерв.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому либо юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (должности муниципальной службы), работников бюджетных учреждений, военнослужащих и приравненных к ним лиц, учащихся (воспитанников) государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора либо соглашения.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Кроме того, в целях повышения устойчивости бюджета законодателем с 1 января 2008 г. было введено новое понятие - условно утвержденные расходы (ст. 184.1 БК РФ), под которыми, в свою очередь, понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования.
Как предполагается, это позволит создать определенный резерв денежных средств на случай непредвиденного сокращения доходов, который может быть использован для принятия новых обязательств в очередном плановом периоде.
Возникновение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также регламентируется БК РФ. Согласно ст. 84 расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1>, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;
4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, которые предусмотрены БК РФ, в том числе:
а) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
б) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Согласно ст. 87 БК РФ под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств