§ 1. Единый сельскохозяйственный налог
(система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей)
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была установлена 1 апреля 2002 г. В настоящее время гл. 26.1 НК РФ действует в редакции, вступившей в силу 1 января 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в результате которой был значительно упрощен порядок исчисления ЕСХН, учтена специфика деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижены их трудовые и материальные затраты по ведению налогового учета.
Переход на уплату ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.
Субъектами ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели - сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную <1> и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие названную продукцию, при условии, что доля дохода от такой реализации составляет не менее 70% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. II). Ст. 3500.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях гл. 26.1 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <1>, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН при условии, что по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором ими подается заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства) составляет не менее 70% <1> (подп. 1 и 2 п. 5 ст. 346.2 НК РФ).
--------------------------------
<1> Здесь и далее при упоминании сельскохозяйственных товаропроизводителей имеются в виду сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Субъектами ЕСХН также являются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении требований, установленных в п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.
Названные субъекты могут перейти на уплату ЕСХН при выполнении следующих условий:
- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
- рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
- средняя численность работников за каждый из двух календарных лет, предшествующих году, в котором подается заявление, не превышает 300 человек (кроме градо- и поселкообразующих организаций) <1>.
--------------------------------
<1> См.: подп. 3 и 4 п. 5 ст. 246.2 НК РФ.
Понятия бербоут-чартера и тайм-чартера приведены в Кодексе торгового мореплавания РФ <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
Перейти на уплату ЕСХН не могут организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, и бюджетные учреждения (п. 6 ст. 346.2 НК РФ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители подают заявление в налоговый орган с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они хотят перейти на уплату ЕСХН.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе и в этом случае считаются перешедшими на данный специальный налоговый режим с момента постановки на учет в налоговом органе.
Вновь созданные в текущем году организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели также вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН с начала следующего календарного года при соблюдении вышеназванных условий отнесения их к сельскохозяйственным товаропроизводителям по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году (индивидуальные предприниматели - за период до 1 октября) (подп. 5 - 8 п. 5 ст. 346.2 НК РФ).
Заявление о переходе на данную систему налогообложения имеет уведомительный характер.
Налоги, от уплаты которых освобождаются субъекты, перешедшие на данный специальный налоговый режим, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Организации | Индивидуальные предприниматели |
налог на прибыль организаций за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ | налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ |
НДС за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на основании ст. 174.1 НК РФ | |
налог на имущество организаций | налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности |
Прочие налоги и сборы уплачиваются субъектами ЕСХН в соответствии с иными режимами налогообложения, а страховые взносы по всем видам обязательного страхования - в общем порядке. Плательщики ЕСХН также не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Объектом налога являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы определяются по правилам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и включают в себя доходы от реализации, а также внереализационные доходы (ст. ст. 249, 250 НК РФ). При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ и в табл. 1.
В п. 2 ст. 346.5 НК РФ приведен закрытый перечень расходов, которые принимаются к вычету в целях налогообложения. Перечисленные расходы должны отвечать требованиям обоснованности и документальности (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Организации, уплачивающие ЕСХН, обязаны вести учет показателей своей деятельности на основании данных бухгалтерского учета, индивидуальные предприниматели - на основании данных Книги учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Особенности определения налоговой базы при переходе на ЕСХН с иных режимов налогообложения и с иных режимов на уплату единого налога установлены ст. 346.6 НК РФ.
Налоговый период равен календарному году, отчетный период - полугодию. С 1 января 2009 г. налоговые декларации представляются только по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).
Подлежащие уплате суммы налога исчисляются налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
По итогам отчетного периода определяется сумма квартального авансового платежа, которая засчитывается в счет уплаты налога. Она вносится на счета органов Федерального казначейства не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. ЕСХН, подлежащий уплате по итогам налогового периода, должен быть внесен не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.
Налогоплательщики не вправе по своему желанию сменить режим налогообложения в течение календарного года.
В обязательном порядке переход на иной режим налогообложения должен быть осуществлен, в случае если:
- доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) по итогам налогового периода составит менее 70%;
- в течение отчетного или налогового периода допущено несоответствие вышеназванным требованиям, установленным п. п. 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ.
Налогоплательщики считаются утратившими право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие вышеназванным требованиям. В этом случае субъект обязан после окончания отчетного или налогового периода, в котором допущено указанное нарушение, в течение 15 дней сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения и в течение одного месяца после истечения налогового периода произвести перерасчет налоговых обязательств за весь указанный период по налогам, от уплаты которых был освобожден. При этом налогоплательщик освобождается от штрафов, но с 1 января 2009 г. должен внести пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Налогоплательщик, желающий с начала календарного года перейти на иной режим налогообложения, должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января текущего года. При этом он лишается на один год права вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
- Государственное образовательное учреждение
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- 4. Прочие сокращения
- § 2. Понятие финансов
- § 3. Финансовая деятельность государства:
- § 4. Финансово-правовые акты
- § 5. Государственные органы,
- § 6. Финансовая система Российской Федерации
- Глава II. Предмет и система финансового права
- § 1. Финансовое право как отрасль права
- § 2. Предмет финансового права
- § 3. Метод финансового права
- § 4. Система финансового права
- § 5. Принципы финансового права
- Глава III. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
- § 1. Нормы финансового права
- § 2. Финансовые правоотношения
- § 3. Субъекты финансового права
- § 4. Источники финансового права
- Глава IV. Наука финансового права
- § 1. Предмет науки финансового права
- § 2. Методология науки финансового права
- § 3. Система науки финансового права
- § 4. Отраслевая библиография
- § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
- Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
- § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
- § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- § 3. Государственный и муниципальный контроль
- § 4. Правовые основы аудита
- § 5. Формы финансового контроля.
- § 6. Финансовый мониторинг
- Особенная часть
- Раздел II. Бюджетное право
- Глава VI. Бюджет и бюджетное право
- § 1. Понятие государственного бюджета.
- § 2. Понятие бюджетного права:
- § 3. Источники бюджетного права
- § 4. Бюджетные права (полномочия)
- Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
- § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
- § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
- § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
- § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
- Глава VIII. Бюджетный процесс
- § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- § 2. Стадия составления проекта бюджета
- § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- § 4. Стадия исполнения бюджета
- § 5. Стадия составления и утверждения отчета
- § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
- Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
- § 1. Общая характеристика института размещения
- § 2. История формирования отечественной системы
- § 3. Основное содержание института размещения
- § 4. Способы размещения государственных
- § 5. Основные положения о контроле в сфере
- § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
- Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
- Глава X. Государственные внебюджетные фонды
- § 1. Понятие внебюджетного фонда
- § 2. Система государственных внебюджетных фондов
- § 3. Порядок и источники формирования
- Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
- § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- § 2. Федеральный и территориальные фонды
- § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
- Раздел IV. Правовое регулирование
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
- § 3. Неналоговые доходы государства
- Глава XIII. Основы налогового права
- § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
- § 2. Понятие и предмет налогового права.
- § 3. Налоговые правоотношения.
- § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
- § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
- § 6. Налоговый контроль
- § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
- Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
- § 1. Налог на добавленную стоимость
- § 2. Акцизы
- § 3. Налог на доходы физических лиц
- § 4. Налог на прибыль организаций
- § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- § 6. Водный налог
- § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
- § 8. Государственная пошлина
- Глава XV. Региональные налоги
- § 1. Налог на имущество организаций
- § 2. Налог на игорный бизнес
- § 3. Транспортный налог
- Глава XVI. Местные налоги
- § 1. Земельный налог
- § 2. Налог на имущество физических лиц
- Глава XVII. Специальные налоговые режимы
- § 1. Единый сельскохозяйственный налог
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- § 3. Система налогообложения в виде единого налога
- § 4. Система налогообложения
- Глава XVIII. Государственный долг и кредит
- § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
- § 2. Формы государственного (муниципального) долга
- § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
- § 4. Государственные гарантии
- § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
- § 6. Органы управления государственным долгом
- § 7. Государственный кредит
- Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
- § 1. Понятие страхового рынка.
- § 2. Понятие страхового правоотношения.
- § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- § 4. Финансово-правовое регулирование
- Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
- Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
- § 2. Расходные обязательства
- § 3. Формы бюджетных расходов
- § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
- § 5. Сметно-бюджетное финансирование
- § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
- Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
- Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Денежная система Российской Федерации
- § 2. Правовое регулирование денежного обращения
- § 3. Правила ведения кассовых операций
- § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
- § 5. Формы безналичных расчетов
- Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
- § 1. Банковская система Российской Федерации
- Банковская система Российской Федерации
- § 2. Правовое положение Центрального банка
- § 3. Банковское регулирование и надзор
- Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
- § 1. Валютные правоотношения:
- § 2. Валютные операции
- § 3. Правовой статус
- Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Инвестиционная деятельность
- § 3. Принципы инвестиционного права
- § 4. Инвестиционные правоотношения
- Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
- § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
- § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
- Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
- § 1. Общая характеристика
- § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
- § 3. Правовой режим оборотных средств