logo search
Учебник финансовое право

§ 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов

Государственные (муниципальные) расходы выступают одной из важнейших финансово-правовых категорий, так как являются необходимой составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Именно они обеспечивают выполнение государством (муниципальными образованиями) возложенных на него задач и функций.

Государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать с материальной, процедурной, экономической и правовой позиций.

В материальном плане государственные расходы представляют собой затраты государства (муниципального образования) путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций.

С процедурной точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и государственных внебюджетных фондах.

С экономической позиции государственные (муниципальные) расходы - это совокупность общественных отношений, связанных с финансированием государственных и муниципальных затрат.

И наконец, с правовой точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных органов (органов местного самоуправления) по распоряжению централизованными и децентрализованными фондами денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.

Понятие "государственные (муниципальные) расходы" несколько шире, чем понятие "расходы бюджета", под которым понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Источником государственных расходов в отличие от бюджетных расходов выступают не только средства бюджетов, но и собственные средства государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность.

Тесно связана с государственными расходами другая финансово-правовая категория - государственные доходы. Они являются взаимодополняющими понятиями, так как именно за счет доходов государства формируется его расходная часть. В бюджетных отношениях результатом несоответствия данных частей является профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами) бюджета.

Профицит бюджета дает возможность резервирования определенной части денежных средств, в то время как дефицит бюджета является причиной роста государственного долга, расходов на его обслуживание, увеличения темпов инфляции, снижения курса национальной валюты и иных негативных последствий.

Государственные и муниципальные расходы можно классифицировать по различным основаниям.

По источникам получения расходных средств выделяют:

- централизованные расходы, осуществляемые за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов;

- децентрализованные расходы, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями за счет средств, которые были получены ими самостоятельно и остались в их распоряжении.

В зависимости от источника финансирования в рамках централизованных финансовых средств выделяют:

- бюджетные расходы;

- расходы за счет государственных внебюджетных фондов.

По уровням бюджетной системы все государственные и муниципальные расходы можно разделить:

- на федеральные расходы;

- расходы субъекта Российской Федерации;

- муниципальные расходы.

В зависимости от целей финансирования выделяют:

- государственные (муниципальные) расходы на финансирование текущих и капитальных расходов;

- резервы.

Расходы бюджетов различных уровней осуществляются на основании соответствующего закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год и согласно бюджетной классификации. Последняя представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Ее назначением является обеспечение надлежащего составления и исполнения, а также сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Кроме того, бюджетная классификация дает возможность сравнить размеры расходов за любой период и определить направления развития государства и муниципальных образований в определенный момент. Напомним, что бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований.

Классификация расходов бюджета осуществляется на основании кодов, среди которых выделяют:

1) код главного распорядителя бюджетных средств;

2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации делятся на разделы и подразделы. Так, например, в разделе классификации расходов бюджетов "Общегосударственные расходы" существуют подразделы:

- функционирование Президента РФ;

- функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

- функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

- функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

- судебная система и др.

В свою очередь, разделу классификации расходов бюджетов "Национальная оборона" соответствуют следующие подразделы:

- Вооруженные Силы Российской Федерации;

- модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

- мобилизационная и вневойсковая подготовка;

- мобилизационная подготовка экономики;

- подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

- ядерно-оружейный комплекс и др.

При этом перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета соответствующего уровня утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Основой формирования целевых статей и видов расходов бюджетов выступают расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета.

Таким образом, многоаспектность определений и многообразие видов позволяют рассматривать государственные (муниципальные) расходы как многогранную финансово-правовую категорию, неразрывно связанную с финансовой деятельностью государства (муниципального образования).