113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. Построение системы корпоративного управления состоит из следующих этапов:
разработки единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа;
определения целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;
выбора организационной структуры, адекватной поставленным целям.
В рыночных условиях хозяйствования целеполагание является важнейшим элементом успешной деятельности предприятия. Здесь, как правило, выделяют два ключевых понятия – видение и миссия.
Видение – это своего рода идеальная картина будущего. Видение, с одной стороны, создает ощущение бесконечной перспективы развития, с другой – определяет единую систему ценностей организации.
Миссия – это значительно более определенный, по сравнению с видением, ориентир. Фактически миссия очень четко обозначает смысл существования организации, учитывая при этом интересы социума (государства, местного сообщества и пр.), партнеров (клиентов, поставщиков и пр.), владельцев (инвесторов) и ее сотрудников. И видение, и миссия задают общее представление об организации без конкретных количественных характеристик. Наличие миссии позволяет направить усилия всех сотрудников на достижение единых непротиворечивых целей.
Цель представляет собой конкретизацию миссии компании.
Стратегические цели детально описывают, на достижение каких показателей направлена деятельность компании. Экономические цели компании могут быть выражены как в количественных показателях, так и в качественных. Примером первых может являться стремление достичь вполне определенной цифры дохода (оборота и пр.), доли рынка и пр. Примером качественной направленности цели может быть стремление стать абсолютным новатором в своей сфере, достичь технологического превосходства и пр.
Крайне важным является, чтобы поставленные цели отвечали ряду требований, в частности:
- были описаны очень ясными, конкретными и понятными терминами, исключающими любую возможность неправильного толкования;
- содержали описание конкретных “измерителей”, позволяющих судить об уровне достижения цели;
- соответствовали видению и миссии компании;
- были реально достижимыми;
- имели адресный характер (конкретное ответственное лицо), что позволило бы обеспечить их контролируемость;
- были четко согласованы с другими целями и ресурсными возможностями компании;
- определяли конечные сроки их достижения.
В зависимости от того срока, который требуется на достижение целей, выделяют долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные цели.
Долгосрочные цели, как правило, связаны с периодом жизненного цикла в данной сфере бизнеса. В большинстве случаев речь идет о нескольких годах. Среднесрочные цели в основном обозначают промежуточные ориентиры в достижении долгосрочных целей.
Краткосрочные цели зачастую привязывают к календарю – например, говорят о целях на год, на полугодие и пр. Они сформулированы очень четко и конкретно определяют – что именно должно быть выполнено, кем, и как.
Оперативные цели фактически определяют перечень текущих задач и формируют план конкретных действий, необходимых для осуществления краткосрочных и всех последующих целей.
Характер и степень воздействия на финансовые взаимоотношения компании зависят в первую очередь от долгосрочных целей. Цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия.
Схема, приведенная на рис.1, иллюстрирует параметры направления развития компании в свете формирования миссии и целей. Цели, отвечая на вопрос “что”, должны конкретно определять результат деятельности компании. Стратегия же, отвечая на вопрос “как”, определяет пути достижения поставленных целей. При этом миссия является связующим звеном между целями и стратегией. Также из схемы видно, что предприятие имеет два типа целей: финансовые и бизнес-цели.
Бизнес-цели должны определять, какое именно положение организация хочет достичь на своих рынках товаров/услуг. Это положение может быть выражено полученной на рынке долей, удержанием клиентов или привлечением новых, предпочтением, отдаваемым клиентами товарам/услугам организации по сравнению с другими товарами/услугами.
Бизнес-стратегия должна отвечать на вопрос: как организация будет достигать свои бизнес-цели – посредством предлагаемого ей объема товаров/услуг или использования отличительной способности, дающей ей конкурентное преимущество?
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития корпорации. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).
Финансовые цели – цели, представленные финансовыми категориями, критерии достижения которых имеют финансовое выражение, т.е., по сути, все цели, результат достижения которых можно измерить в денежных терминах: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность, рыночная капитализация.
Для достижения выбранных целей корпораций формулируется совокупность задач и разрабатывается система мер по достижению данных целей:
- составляется программа по снижению издержек;
- разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния корпорации (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;
- определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий;
- разрабатываются мероприятия по выводу ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.).
В современных условиях динамичная внешняя среда хозяйствования требует периодического пересмотра целей на основе анализа по соответствующим критериям, чтобы внутренние параметры хозяйствования соответствовали внешним условиям.
Для реализации своей миссии и достижения поставленных целей недостаточно сформулировать стратегию, необходимо определить механизмы и способы, посредством которых данная стратегия будет проводиться в жизнь. Важнейшую роль при этом играет принятая в компании система корпоративного управления.
Система корпоративного управления – это набор принципов и механизмов принятия решений в компании и наблюдения за их выполнением. Данная система, как правило, формируется с учетом специфики деятельности каждой корпорации:
• структуры собственности;
• степени концентрации или рассредоточения акционерного капитала;
• принципов принятия стратегических решений контроля за их исполнением, в том числе формирования совета директоров, наблюдательных советов и системы внутреннего аудита;
• наличия или отсутствия государственного контроля над корпорацией;
• преобладающего типа финансирования деятельности.
Роль системы корпоративного управления в настоящее время существенно возросла. Процессы глобализации, растущая конкуренция между мировыми транснациональными компаниями, требуют от менеджмента создания наиболее эффективных моделей корпоративного управления. В настоящее время в мире сформировались несколько таких моделей.
Британо-американская модель корпоративного управления предполагает широкое использование в деятельности компаний инструментов фондового рынка. Предприятия финансируют свою деятельность в основном за счет эмиссии ценных бумаг. Возможности банков на фондовом рынке ограничены законодательством, основными игроками на фондовом рынке являются небанковские финансовые институты, такие как пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, а также частные лица.
Для данной системы характерно стремление к росту, отсюда постоянное наращивание рыночной доли и конгломератные явления. При этом менеджеров считают лишь агентами акционеров, стремящихся к максимизации стоимости акций. Таким образом, американо-британская модель корпоративного управления ориентируется главным образом на финансовое мышление.
В германской или континентальной модели корпоративного управления главенствующую роль играет банковская система. В банковской системе преобладают крупные банки, контролирующие существенную часть финансового рынка. Крупные банки, физические лица и корпорации являются основными акционерами компаний;
Японская модель корпоративного управления во многом близка германской, но в ней помимо названных факторов очень большую роль играет особая схема взаимоотношений корпораций с работниками предприятий.
Отечественная система корпоративного управления пока находится в стадии формирования. Очевидно, что для России предпочтительны континентальные варианты. Так сложилось исторически, что Россия последние триста лет культурно и экономически в значительной степени находилась в сфере западноевропейского влияния. Речь идет о системах бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, которые во многом заимствовались из континентальной Европы, не говоря уже о терминологии и особенностях менталитета.
Однако полноценному применению наиболее эффективных форм корпоративного управления в настоящее время мешает ряд негативных явлений, пока присущих отечественной экономике. Это связано с достаточно высокой концентрацией капиталов в руках крупных инвесторов (а следовательно, и с отсутствием широкого круга миноритариев), узостью фондового рынка, сконцентрированного вокруг нефтегазоэнергетического сектора. Сюда же относятся и монополизация рынков и финансовых потоков, “приватизация” институтов власти, безответственность партнеров, незащищенность миноритарных акционеров и др.
- 1.Рыночная модель рынка ценных бумаг
- 2 Акции: экономическая сущность, виды, стоимостная оценка, характеристика российского рынка
- 3. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности
- 4. Анализ платежеспособности и ликвидности организации
- 5. Анализ прибыли и рентабельности организации
- 6. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
- 7 Англо-американская и германская модели рынка ценных бумаг
- 8. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
- 9.Бюджетная система рф: структура, принципы, правовые основы построения и функционирования
- 10.Бюджетный процесс: содержание этапы участники
- 11. Валовой внутренний продукт: определение, методы расчета.
- 12 Взаимосвязь размеров и типа фирмы, формы организации бизнеса.
- 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
- 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
- 16.Виды финансовых рынков и их функции.
- 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
- 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
- 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
- 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
- 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
- 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
- 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
- 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
- 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
- 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
- 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
- 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
- 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
- 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
- 27 Источники и формы заемного финансирования организации
- 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
- 2.Оборотные активы
- 3. Финансовые активы
- 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
- 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
- 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
- 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
- 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
- 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
- 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
- 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
- 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
- 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
- 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
- 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
- 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
- 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
- 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
- 40. Методы определения ставки дисконтирования.
- 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
- 42. Модели дисконтирования дивидендов
- Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
- 43. Модель оценки финансовых активов
- 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
- 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
- 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
- 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
- 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
- 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
- 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
- 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
- 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
- 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
- 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
- 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
- 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
- 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
- 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
- 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
- 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
- 61. Понятие и виды денежных потоков.
- 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
- 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
- 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
- 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
- 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
- 68 Принципы антимонопольной политики
- 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
- 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
- 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
- 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
- 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
- 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
- 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
- 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
- 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
- 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
- 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
- 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
- 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
- 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
- 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
- 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
- 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
- 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
- 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
- 87. Структура собственного капитала коммерческого банка, источники, порядок формирования и оценка достаточности с учетом международных и российских стандартов.
- 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
- 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
- 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
- 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
- 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
- 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
- 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
- 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
- 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
- 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
- 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
- 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
- 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
- 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
- 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
- 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
- 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
- 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
- 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
- 110 Формирование собственного капитала организации
- 111Формы обеспечения возвратности кредита
- 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
- 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
- 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
- 115 Ценные бумаги: виды и фундаментальные свойства
- 116. Центральный банк рф как мегарегулятор российского финансового рынка
- 117. Экономическая сущность, виды инвестиций, инвестиционный рынок
- 118. Экономические циклы и кризисы, особенности циклических колебаний в современных условиях.
- 119. Экономический рост: сущность, факторы, модели равновесия.
- 120. Этапы эконометрического моделирования