logo
gosy (1)

53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана

Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.

Самыми распространенными среди них являются стандарты:

Структура и содержание бизнес-плана по стандарту TACIS

Структура

Содержание

Краткое описание

Бизнес и его общая стратегия

  1. Описание организации бизнеса

  2. Описание целей и стратегии бизнеса

  3. Описание основных характеристик продукции и услуг

  4. Описание стратегии управления и стратегии маркетинга

  5. Общее описание рынка

Маркетинговый анализи маркетинговая стратегия

  1. Маркетинговый анализ

  2. Маркетинговая стратегия

Производство и эксплуатация

  1. Планы развития

  2. Покупка производственного предприятия и оборудования

  3. План производства и расчет выпуска продукции

  4. Производственные факторы

План производства и эксплуатации

  1. Требования к местной инфраструктуре

  2. Покупка (реконструкция) производственного предприятия

  3. Физические капитальные вложения

  4. План производства и расчет выпуска продукции

  5. Производственные факторы

  6. Производственный план

Управление и процесс принятия решений

  1. Описание организационной структуры управления

  2. Общее описание функциональных обязанностей

  3. Основные результаты и опыт работы ответственных специалистов

  4. Информация о внешних консультантах, привлекаемых к проекту

  5. План обучения персонала

  6. Копия уставных документов

  7. Распределение ответственности между подразделениями системы управления

Финансы

  1. Система контроля качества

  2. Подготовительные вопросы

  3. Продолжительность плана

  4. Частота планируемого периода

  5. Одно из направлений бизнеса

  6. Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов

  7. Расчет себестоимости единицы продукции или услуг

  8. Счет прибылей и убытков

  9. Балансовый отчет

  10. Прогноз потока наличности

  11. Общая прибыльности

Факторы риска

  1. Технические риски

  2. Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности

Приложения

Структура и содержание бизнес-плана по стандарту UNIDO

Структура

Содержание

Резюме

Описание предприятия и отрасли

  1. Общие сведения о предприятии

  2. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия

  3. Структура управления и кадровый состав

  4. Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы

  5. Отрасль экономики и ее перспективы

  6. Партнерские связи и социальная активность

Описание продукции (услуг)

  1. Краткое описание продукции, основные характеристики

  2. Конкурентоспособность продукции (услуги)

  3. Патентоспособность и авторские права

  4. Лицензия

  5. Условия поставки

  6. Безопасность

  7. Гарантий и сервиз

  8. Эксплуатация и утилизация

Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

  1. Требования потребителей к продукции

  2. Описание конкуренции

  3. Описание рынка сбыта продукции

  4. Описание поставки товара

  5. Стратегия привлечения потребителей

Производственный план

  1. Общие сведения о предприятии

  2. Технология и уровень квалификации исполнителей

  3. Кадровое обеспечение

  4. Объем производства

  5. Расходы на персонал, сырье, смете текущих затрат.

  6. Расчет переменных и постоянных издержек

Организационный план

  1. Описание руководящей группы

  2. Организационная структура

  3. Механизм поддержки и мотивации

  4. Правовое обеспечение

Финансовый план

  1. Затраты подготовительного периода

  2. Затраты текущего (основного) периода

  3. Расчет поступлений от проекта

  4. Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)

  5. Расчет налоговых платежей

  6. Другие поступления и выплаты

  7. Отчет о прибылях и убытках

  8. Поток реальных денег

  9. Прогнозный баланс

Направленность и эффективность проекта

  1. Направленность и значимость проекта

  2. Показатели эффективности его реализации

  3. Анализ чувствительности проекта

Риски и гарантии

  1. Предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства

  2. Гарантии возврата средств партерам и инвесторам

Приложения

На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:

  1. Титульный лист.

  2. Резюме/Вводная часть.

  3. Анализ положения дел в отрасли.

  4. Сущность проекта.

  5. План маркетинга.

  6. Производственный план.

  7. Организационный план.

  8. Финансовый план.

  9. Оценка рисков.

  10. Приложения.

Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:

Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает:

К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.

Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:

План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:

Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:

Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:

Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:

Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:

Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.

Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.