logo
gosy (1)

89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций, коммерческая деятельность невозможна без рисков.

Риск - это опасность наступления непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его действий. Иными словами, риском можно назвать вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное управленческое решение не реализуется.

Производственный риск представляет собой вероятность невыполнения контрагентом предприятия торговли своих обязательств по контракту или договору, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

К основным причинам производственного риска относятся:

*снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

*снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

*увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

*рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

*низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

*физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

В производственной деятельности предприятия торговли можно выделить следующие виды риска:

*риск недополучения товаров вследствие срыва заключенных договоров на поставку;

*риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплаты;

*риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата продукции;

*риск недопоставки новых видов товаров, пользующихся повышенным спросом из-за отсутствия новых технологий и материалов у поставщиков.

Финансовый риск представляет собой вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, с ценными бумагами. Такой риск вытекает из природы самих финансовых операций и включает:

•   кредитный риск;

•   процентный риск;

•   валютный риск;

•   риск упущенной финансовой выгоды.

Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных на объем выданной ссуды.

Процентным риском является опасность потерь коммерческими предприятиями денежных средств в связи с повышением процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам.

Валютный риск отражает опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к национальной валюте, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или приостановления хозяйственной деятельности предприятия торговли.

В инвестиционной деятельности предприятия торговли можно выделить риск инвестирования и риск новаторства.

Риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг.

Риск новаторства связан с техническими нововведениями, экономической или организационной деятельностью производства.

Риски торговой деятельности образуются под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.

Наиболее важными внешними факторами являются: инфляция, изменения банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, в отношениях собственности и аренды, трудовом законодательстве и др. Инфляция ведет к значительному и неравномерному росту цен как на товары, материалы, топливо, энергоносители, так и на транспортные услуги и т.п.

Внутренние факторы связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала, с их готовностью к выбору рисковой стратегии в деятельности предприятия.

Совокупный риск – риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

Совокупный риск, связанный с предприятием имеет два основных источника:

1.Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия — все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск.

Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

2. Неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при колебаниях рентабельности активов), неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Таким образом, понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования.