58. Оценка заемного потенциала фирмы.
Оценка заемного потенциала (debt capacity) фирмы представляет значительный интерес как для менеджмента, так и для ее инвесторов – собственников и кредиторов. В общем случае она призвана определить величину долга, который фирма способна обслуживать без ущерба для эффективного осуществления своей хозяйственной деятельности.
Формально заемный потенциал любого предприятия зависит от двух основных факторов:
– способность создавать денежные потоки и получать доходы от основной деятельности и их стабильности (операционный риск);
– текущий (уже существующий) уровень задолженности (финансовый риск или риск дефолта).
Таким образом, процесс оценки заемного потенциала включает в себя анализ возможностей фирмы генерировать денежные потоки, достаточные для покрытия текущих выплат по существу-ющим и предполагаемым финансовым обязательствам, а также прогнозирование вероятности ее неплатежеспособности или дефолта.
В решении обеих задач широкое применение получили различные финансовые показатели (коэффициенты покрытия, структуры капитала, рентабельности и др.
Помимо традиционных финансовых показателей, на практике также используют их различные аналоги. Например, популярными измерителями способности фирмы обслуживать свой долг являются коэффициенты EBITDA/I, FFO/I, характеризующие покрытие совокупных процентных выплат / денежными потоками от операционной деятельности (Показатель денежных средств от операций (fund from operations – FFO) рассчитывается как сумма чистой прибыли и неденежных статей (обычно амортизации)).
В свою очередь, показатели структуры капитала (финансового рычага) дополняются коэф-фициентами D/EBITDA, FCFF/D, FFO/D и др.
Например, коэффициент отношения совокупного (краткосрочного и долгосрочного) долга к прибыли от операций до вычета процентов, налогов и амортизации часто используется для оценки заемной политики фирмы. При этом фирмы, у которых соотношение D/EBITDA менее 2, считаются консервативными заемщиками и имеют значительный заемный потенциал. Диапазон значений показателя от 2 до 3 свидетельствует об умеренной заемной политике, свыше 3 – об агрессивной. Если совокупный долг превышает EBITDA более чем в 4 раза, фирма считается крайне рискованным заемщиком.
Важное значение при анализе имеют и такие фундаментальные показатели, как выручка от реализации SAL, рентабельность основной деятельности(EBIT/SAL, EBITDA/SAL) и др.
Конкретные значения финансовых коэффициентов могут значительно варьироваться даже у фирм, принадлежащих к одной отрасли. В этой связи ориентиром для сравнений и сопоставлений обычно служат среднеотраслевые показатели.
Наиболее агрессивными и одновременно рисковыми заемщиками среди российских фирм являются предприятия отраслей тяжелой промышленности. Основные причины такой ситуации – высокая капиталоемкость, значительная длина операционного цикла и низкая рентабельность дея-тельности. Подобные предприятия остро нуждаются в долгосрочных и дешевых финансовых ре-сурсах, необходимых для реализации инвестиционных программ. Однако длительные сроки оку-паемости проектов и значительные объемы требуемых капиталовложений наряду с невысокой рентабельностью и отсутствием дешевых источников средств из-за неразвитости долгового рынка существенно осложняют их финансовое положение и заставляют балансировать на грани дефолта.
В качестве меры риска дефолта на практике обычно используются рейтинги кредитоспособ-ности.
В общем случае под рейтингом кредитоспособности понимается стандартизированная субъективная оценка вероятности полного и своевременного выполнения заемщиком обязательств по выплате процентов и погашению основной части долга и других связанных с этим условий.
Разработкой и мониторингом рейтингов занимаются специальные рейтинговые агентства. Как правило, такое агентство представляет собой независимый институт, основной деятельностью которого является оценка хозяйственной деятельности предприятия с целью присвоения рейтинга кредитоспособности или кредитного рейтинга эмиссии. Помимо этого, они оказывают различные информационно-аналитические услуги, осуществляют выпуск справочников, периодических изда-ний, а также занимаются проведением исследований и консалтинговой деятельностью.
Наибольшей известностью и авторитетом в мире пользуются такие крупнейшие рейтинговые агентства, как “Standard & Poors” (S&P), “Moody's”, “Fitch-IBCA”, “Salomon Brothers”, “Value Line Investment Survey” и др.
В Российской Федерации построением рейтингов занимаются как специализированные агентства и отдельные институты финансового рынка (РА “Эксперт”, АК&М, RBC, банк ЗЕНИТ, соответствующие службы бирж и т.п.), так и общественные объединения, например Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Кроме того, внутренние (для конкретной страны) рейтинги предприятий по так называемой национальной шкале выставляют и некоторые международные агентства.
В рейтинговых системах заемщикам присваиваются различные категории риска, обозначаемые буквенными сочетаниями. Принятые ведущими агентствами США и ставшие стандартом де-факто в мире классификации рейтинговых оценок облигаций приведены в таблице.
К высшему классу надежности (investment grade) относятся заемщики, имеющие рейтинг не ниже ВВВ (по версии агентств S&P и Fitch) и Baa (Moody's).
Российская Федерация как заемщик имеет суверенный рейтинг инвестиционного класса от трех наиболее авторитетных агентств – S&P (BBB), Fitch (BBB) иMoody's (Baal) (На момент написания книги).
Наличие рейтинга играет важную роль при получении займов на национальных и междуна-родных рынках, так как фактически определяет стоимость их привлечения и обслуживания. Прак-тика показывает, что переход на одну ступень вверх по рейтинговой шкале позволяет снизить сто-имость займа в среднем на 0,2–0,5%. При этом для выхода на рынок еврооблигаций необходимо получить рейтинговую оценку как минимум двух международных специализированных агентств.
На внутренних рынках рейтингованием облигаций занимаются как национальные агентства, так и представительства международных агентств.
Одним из ведущих национальных агентств является РА “Эксперт”. Его рейтинговая шкала соответствует общепринятым международным требованиям и одновременно учитывает нацио-нальную специфику.
Рейтинги формируются на основе информации, предоставляемой самими предприятиями. При этом направления рейтинговой оценки и объемы обрабатываемой информации могут существенно различаться у тех или иных агентств.
Например, кредитный рейтинг заемщика по версии агентства S&P формируется на основе анализа двух составляющих: особенности бизнеса и его внешней экономической среды и финан-совый профиль фирмы. В состав запрашиваемой и оцениваемой информации агентство S&P обычно включает (Источник: www.standardandpoors.com):
– финансовая отчетность за последние 5 лет (желательно по МСФО);
– годовые отчеты и информационные меморандумы для инвесторов;
– финансовые прогнозы на 3 ближайших года (доходы, денежные потоки, баланс и др.) с описанием исходных посылок и допущений;
– финансовая политика фирмы;
– расшифровка финансового долга (суммы, сроки, проценты, обеспечение) и резервы лик-видности (денежные средства, кредитные линии);
– структура предприятия, его история, стратегия развития;
– информация об опыте работы и рабочем стаже руководящего персонала;
– подробности всех финансовых операций, включая внебалансовую задолженность и данные о всех выданных залоговых обязательствах; краткое описание ключевых показателей и условий по основным банковским займам;
– характеристика отрасли деятельности;
– характеристика положения предприятия в отрасли (доля рынка, производственные воз-можности, конкуренты и т.п.) и др.
Анализ финансового профиля фирмы осуществляется с учетом ее отраслевой специфики. При этом основной упор делается на денежные потоки, платежеспособность и различные показатели покрытия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Рыночная модель рынка ценных бумаг
- 2 Акции: экономическая сущность, виды, стоимостная оценка, характеристика российского рынка
- 3. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности
- 4. Анализ платежеспособности и ликвидности организации
- 5. Анализ прибыли и рентабельности организации
- 6. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
- 7 Англо-американская и германская модели рынка ценных бумаг
- 8. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
- 9.Бюджетная система рф: структура, принципы, правовые основы построения и функционирования
- 10.Бюджетный процесс: содержание этапы участники
- 11. Валовой внутренний продукт: определение, методы расчета.
- 12 Взаимосвязь размеров и типа фирмы, формы организации бизнеса.
- 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
- 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
- 16.Виды финансовых рынков и их функции.
- 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
- 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
- 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
- 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
- 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
- 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
- 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
- 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
- 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
- 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
- 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
- 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
- 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
- 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
- 27 Источники и формы заемного финансирования организации
- 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
- 2.Оборотные активы
- 3. Финансовые активы
- 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
- 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
- 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
- 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
- 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
- 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
- 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
- 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
- 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
- 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
- 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
- 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
- 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
- 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
- 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
- 40. Методы определения ставки дисконтирования.
- 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
- 42. Модели дисконтирования дивидендов
- Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
- 43. Модель оценки финансовых активов
- 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
- 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
- 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
- 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
- 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
- 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
- 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
- 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
- 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
- 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
- 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
- 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
- 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
- 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
- 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
- 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
- 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
- 61. Понятие и виды денежных потоков.
- 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
- 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
- 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
- 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
- 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
- 68 Принципы антимонопольной политики
- 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
- 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
- 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
- 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
- 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
- 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
- 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
- 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
- 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
- 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
- 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
- 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
- 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
- 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
- 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
- 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
- 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
- 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
- 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
- 87. Структура собственного капитала коммерческого банка, источники, порядок формирования и оценка достаточности с учетом международных и российских стандартов.
- 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
- 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
- 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
- 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
- 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
- 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
- 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
- 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
- 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
- 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
- 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
- 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
- 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
- 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
- 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
- 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
- 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
- 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
- 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
- 110 Формирование собственного капитала организации
- 111Формы обеспечения возвратности кредита
- 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
- 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
- 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
- 115 Ценные бумаги: виды и фундаментальные свойства
- 116. Центральный банк рф как мегарегулятор российского финансового рынка
- 117. Экономическая сущность, виды инвестиций, инвестиционный рынок
- 118. Экономические циклы и кризисы, особенности циклических колебаний в современных условиях.
- 119. Экономический рост: сущность, факторы, модели равновесия.
- 120. Этапы эконометрического моделирования