80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовых планов входят:
• перспективные финансовые планы;
• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:
• обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
• прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
• прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
• определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.
Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.
При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и cmamucmuческий анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.
Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:
у = a0 + а1 x
где у — объем ресурсов федерального бюджета;
х — 1) произведенная в отраслях народного хозяйства продукция, 2) произведенный национальный доход;
a0, a1 — коэффициенты линии регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Рыночная модель рынка ценных бумаг
- 2 Акции: экономическая сущность, виды, стоимостная оценка, характеристика российского рынка
- 3. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности
- 4. Анализ платежеспособности и ликвидности организации
- 5. Анализ прибыли и рентабельности организации
- 6. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
- 7 Англо-американская и германская модели рынка ценных бумаг
- 8. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
- 9.Бюджетная система рф: структура, принципы, правовые основы построения и функционирования
- 10.Бюджетный процесс: содержание этапы участники
- 11. Валовой внутренний продукт: определение, методы расчета.
- 12 Взаимосвязь размеров и типа фирмы, формы организации бизнеса.
- 13 Виды и особенности предоставления межбанковских кредитов и кредитов Банка России коммерческим банкам
- 15.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их характеристика.
- 16.Виды финансовых рынков и их функции.
- 17. Выпуск денег в хозяйственный оборот и денежная эмиссия.
- 18. Государственное регулирование страховой деятельности: основные принципы и формы.
- 19.Государственный и муниципальный долг: понятие структура и особенности управления
- 20.Депозитные способы формирования ресурсов коммерческих банков
- 21 Диагностика вероятности банкротства корпорации.
- 22 Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги.
- 23 Задачи и инструменты стратегического планирования.
- 24 Изменения денежной массы в современной экономике России.
- 25 Инструменты и инфраструктура финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 1. Основными финансовыми инструментами кредитного рынка являются:
- 2. Основными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг являются:
- 3. Основными финансовыми инструментами валютного рынка являются:
- 4. Основными финансовыми инструментами страхового рынка являются:
- 5. Основными финансовыми инструментами рынка золота являются:
- 26 Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия
- 27 Источники и формы заемного финансирования организации
- 28 Классификация издержек. Методы дифференциации затрат
- 2.Оборотные активы
- 3. Финансовые активы
- 30 Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции.
- 31. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 32. Лизинг как форма финансирования инвестиций
- 34. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение»
- 1)Объем потребительских расходов, связанный с:
- 2)Объем инвестиционных расходов, связанный с:
- 3)Объем государственных расходов: с увеличением этих расходов спрос растет, с уменьшением – падает;
- 4)Объем расходов на чистый экспорт, связанный с:
- 35. Межбюджетные трансферты, их характеристика, условия предоставления
- 1 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
- 3.Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов рф бюджетам бюджетной системы рф предоставляются в форме:
- 4.Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
- 36. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.
- 37.Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования в современной России
- 38. Методы и формы государственного регулирования страхового рынка
- 39. Методы кредитования, виды ссудных счетов способы и современная практика предоставления и погашения кредитов.
- 40. Методы определения ставки дисконтирования.
- 41. Пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
- 42. Модели дисконтирования дивидендов
- Investocks объясняет «модель дисконтирвоания дивидендов, ddm»
- 43. Модель оценки финансовых активов
- 44.Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций
- 45. Мсфо и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета
- 46 Налог на добавленную стоимость: порядок исчисления и уплаты
- 47 Налог на доходы физических лиц: порядок исчисления и уплаты.
- 48 Налог на прибыль организаций: определение налоговой базы, порядок исчисления и сроки уплаты.
- 49 Налоговая система рф: принципы организации, виды налогов и сборов
- 50 Налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения (налоги лекция 2)
- 51 Новые явления в биржевой торговле ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
- 52 Общие принципы построения страховых тарифов, актуарные расчеты (страхование лекция 3)
- 53 Общие требования к структуре и содержанию бизнес плана
- 54 Обязательные виды страхования понятие и характеристика
- 55 Организация межбюджетных отношений в рф (бюджет лекция 4)
- 56.Основные мировые тенденции развития мировых рынков
- 57. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.
- 58. Оценка заемного потенциала фирмы.
- 59. Оценка кредитоспособности заемщика в системе управления кредитным риском
- 60. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика(страховой компании)
- 61. Понятие и виды денежных потоков.
- 62. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 63. Понятие и классификация корпоративных облигаций.
- 64.Понятие инвестиционного портфеля, виды и принципы его формирования.
- 65. Понятие о счетах, сущность двойной записи, классификация счетов по отношению к балансу.
- 66 Понятие структуры и стоимости капитала.
- 67 Применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, восстановление и порядок возмещения из бюджета.
- 68 Принципы антимонопольной политики
- 69. Принципы разработки бюджета капиталовложений
- 70. Принципы регулирования и саморегулирования финансовых рынков
- 71 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов.
- 72 Производные финансовые инструменты: понятие, виды, фундаментальные свойства.
- 73 Развитие форм кредита и их роль в современной экономике России
- 74.Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы рф
- 75. Разграничение расходных бюджетных обязательств в рф: виды расходов, необходимость разграничения, правовое обеспечение.
- 76. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение, механизм исчисления и уплаты есхн.
- 77.Снс как система взаимосвязанных экономических показателей
- 78. Современные основы организации безналичного денежного оборота.
- 79. Содержание корпоративного налогового планирования.
- 80. Содержание, методы, виды бюджетного планирования и прогнозирования.
- 81. Состав трудовых ресурсов и показатели трудоспособности, занятости, экономической активности населения
- 2.Уровень занятости трудоспособного населения.
- 82. Состав, структура и критерии оценки качества активов коммерческих банков.
- 83. Состояние и особенности развития современной банковской системы России.
- 84. Статистические методы изучения динамики экономических явлений.
- 85. Стратегии влияния на стоимость компании, связанные с дивидендной политикой.
- 86. Страховые резервы и порядок их формирования.
- 87. Структура собственного капитала коммерческого банка, источники, порядок формирования и оценка достаточности с учетом международных и российских стандартов.
- 88. Сущность бизнес-плана, его цели и задачи.
- 89. Сущность и методы оценки производственного, финансового и совокупного рисков.
- 90. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
- Раздел 2. Оборотные активы.
- Раздел 2. Долгосрочные обязательства.
- Раздел 3. Краткосрочные обязательства.
- 91. Сущность и функции корпоративных финансов.
- 92. Сущность предмета, объектов и методов бухгалтерского учета.
- 93. Сущность финансов, их роль в экономике и социальной сфере.
- 94. Теория (модель) арбитражного ценообразования (атр).
- 95. Типы дивидентов, формы, порядок и методы их выплат.
- 96. Типы финансового планированияи виды финансовых планов.
- 97. Управление оборотным капиталом, чистого оборотного капитала, финансовый и операционный циклы.
- 98. Управление финансами: содержание, функц-ные элементы, организация.
- 99. Управление формированим прибыли, точка безубыточности.
- 100. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и порядок уплаты налога.
- 101. Участники финансовых рынков, их функции и принципы взаимодействия
- 102.Факторы, способствующие формированию благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных и иностранных инвесторов.
- 103. Финансовая система, характеристика её сфер и звеньев.
- 104. Финансовый контроль в системе управления корпоративными финансами.
- 105. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений.
- 106. Финансовый рынок как элемент мобилизации финансовых ресурсов.
- 107.Финансы коммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 108. Финансы некоммерческих организаций: содержание, принципы, особенности функционирования в разных отраслях.
- 109. Фондовая биржа и участники биржевых торгов
- 110 Формирование собственного капитала организации
- 111Формы обеспечения возвратности кредита
- 112. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
- 113 Цели деятельности компании в системе корпоративного управления
- 114.Цели, задачи и функции финансового менеджмента
- 115 Ценные бумаги: виды и фундаментальные свойства
- 116. Центральный банк рф как мегарегулятор российского финансового рынка
- 117. Экономическая сущность, виды инвестиций, инвестиционный рынок
- 118. Экономические циклы и кризисы, особенности циклических колебаний в современных условиях.
- 119. Экономический рост: сущность, факторы, модели равновесия.
- 120. Этапы эконометрического моделирования