logo search
gosy (1)

10.Бюджетный процесс: содержание этапы участники

Бюджетный процесс - это процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения закона о бюджете, а также бюджетный контроль.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; Высшее должностное лицо субъектов федерации и глава муниципального образования; Законодательные органы государства, муниципальные власти; Исполнительные органы государственной власти; ЦБ РФ; Федеральное Казначейство РФ; Органы государственного муниципального финансового контроля; Органы управления государственными внебюджетными фондами; Главный распорядитель и распорядители бюджетных средств; Главные администраторы и администраторы бюджетных средств; Получатели бюджетных средств

Составление проекта бюджета начисляется с обращения Президента. К Государственной Думе президент обращается с бюджетным посланием (до 1 марта). После одобрения депутатами Гос. Думы документ направляются в Правительство РФ, и он ложится в основу составления проекта федерального бюджета.

Для составления проекта федерального бюджета формируется следующие документы -прогноз социально-экономического развития государства; -сводный финансовый баланс страны; - среднесрочный финансовый план РФ

Проект бюджета составлен Министерством финансов РФ при участии:

-Министерства экономического развития; -ЦБ; -Стат управления Рф

Министерство финансов занимается прогнозированием и планированием доходов и расходов бюджета.

Доходы планируются на основании разработанных и утвержденных методик планирующие налоговых доходов и методик расчета неналоговых доходов одновременно МинФин разрабатывает проекты государственных целевых прогрессии , которые должны финансироваться в следующем финансовом году. Проект бюджета разрабатывается на среднесрочную перспективу: (1 фин. год+2 последних года).

Исполнение бюджета - наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных бюджетных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономикой и социальной политикой. Исполнение бюджета основывается на принципе единства кассы и подтверждение бюджетных расходов.

При исполнении федерального бюджета по доходам предусматривается: 1)Зачисление на единый счет бюджета доходов по распределению налогов, сборов и иных поступлений. 2) Возврат излишне уплаченных или взимаемых денежных средств.3) Зачет излишне уплаченных или взысканных сумм. 4) Уточнение администрации доходов бюджета платежей в бюджет. 5) Перечисление федерального казначейства средств необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется органами федерального казначейства. Для кассового обслуживания казначейство открывает в ЦБ счета, через которые проводятся все операции по исполнению бюджета, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов, т.е проведение и учет кассовых операций осуществляется: 1) С открытием и ведением лицевого счета финансового органа соответствующего бюджета. 2) С открытием администратором, главным распорядителем, распорядители и получатели бюджетных средств лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам осуществляется с исполнением единого казначейского счета (ЕКС).

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования федерального бюджета.

СБР- включает совокупность бюджетных росписей.

БР-это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств.

Кассовый план – это прогноз поступлений в бюджет и выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Использование бюджета по расходам предусматривает: 1) составление и утверждение сводной бюджетной росписи. 2) Утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и доведение их до получателя бюджетных средств. 3) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств. 4) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. 5) Подтверждение денежных обязательств органами федерального казначейства и расходование средств.

Исполнение федерального бюджета, как и бюджета других уровней, обеспечивается на основе бюджетной классификации. Она подготавливается главным распорядителем с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификации расходов.

БР составляется с подтвержденной разбивкой и предоставляется в министерство финансов.

Министерство финансов на основе БР готовит СБР, которая должна быть составлена в течении 15 дней после утверждения федерального бюджета.

После утверждения СБР в течении 10 дней федеральное казначейство доводит показатели росписи до получателей и распорядителей бюджетных средств.

Доведение показателей осуществляется в форме уведомлений в бюджетных ассигнованиях .

Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителем бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств.

Бюджетные обязательства - признанная казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств.

Лимит бюджетных обязательств- это обьемы бюджетных обязательств, утверждаемые для конкретных распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Лимиты формируются на периоды до 3-ех лет и утверждаются казначейством. Казначейство уведомляет получателей о выданных ими лимитов бюджетных средств (лимитные письма).

Получатели имели лимиты бюджетных обязательств, осуществляют расходы в их пределах.

Осуществление расходных бюджетных средств в порядке их списания с единого счета в пользу конкретных организаций учредителей. Федеральное казначейство вправе осуществлять блокировку бюджетных прав.

Блокировка расходов бюджета- это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ подтверждений принятых бюджетных обязательств.

Исполнение федерального бюджета завершиться 31 декабря, т. е

В этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств завершиться до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания финансового года остаток средств на едином счете подлежит зачислению в доходы бюджета следующего финансового года.