logo search
Учебник финансовое право

§ 3. Неналоговые доходы государства

и муниципальных образований

Финансовая база государства и муниципальных образований формируется с помощью различных форм и методов привлечения денежных ресурсов. К числу неналоговых доходов могут быть отнесены обязательные и добровольные платежи. К числу обязательных неналоговых доходов относятся таможенные пошлины и сборы. На добровольных началах формируются доходы, получаемые от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований представляют собой поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлекаемые на добровольных началах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. С. 298.

Неналоговые доходы имеют нормативное закрепление, их перечень представлен в ст. 41 БК РФ.

К числу неналоговых доходов относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

а) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

г) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

е) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

ж) другие доходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

В частности, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

4) безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:

а) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

б) субвенций из федерального бюджета и (или) из региональных бюджетов;

в) иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

г) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований;

д) иных неналоговых доходов.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

При этом следует отметить отличие обязательных неналоговых доходов от налоговых платежей. Указанные платежи отличаются друг от друга нормативным регулированием. Налоговые доходы формируются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в то время как нормативное регулирование обязательных неналоговых доходов может осуществляться комплексом нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности.

Обязательные неналоговые доходы в отличие от налоговых доходов обладают возмездным характером. К примеру, таможенный сбор как платеж является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Соответственно, после уплаты таможенного сбора в интересах плательщика сбора совершаются юридически значимые действия.