logo search
gosy (1)

23 Задачи и инструменты стратегического планирования.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Основной задачей стратегического планирования является увеличение стоимости компании.

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) определение необходимых политических решений;

2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;

3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем;

4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Популярными инструментами стратегического планирования являются:

- система сбалансированных показателей (Balanced Score Cards - BSC),

- методика Stem Stewart Integrated EVA Scorecard, ТаЫеаu de bord и др.

Систему BSC ее авторы Р. Каплан и Д. Нортон определяют, как «инструмент, позволяющий трансформировать миссию и цели организации в исчерпывающий набор показателей эффективности, которые служат основой для системы стратегического управления и контроля».

В классической интерпретации система BSC предполагает рассмотрение фирмы с четырех взаимоувязанных точек зрения, или «В четырех измерениях»:

-финансы;

-клиенты;

- бизнес-процессы;

- обучение и рост.

Каждый показатель, включенный в BSC, должен быть звеном в цепи причинно-следственных связей, которая доводит до сведения всех сотрудников фирмы смысл ее стратегии. Название системы отражает равновесие, которое должно быть достигнуто между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и оперативным уровнями управления (долгосрочными и краткосрочными целями организации), прошлыми и будущими результатами, а также внутренними и внешними факторами деятельности.

Основным элементом BSC являются так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), отражающие, в свою очередь, ключевые факторы успеха, на которых концентрируется деятельность фирмы. Таким образом, смысл системы BSC заключается в четком и формализованном определении основных факторов и критериев, определяющих результаты бизнеса, в их детализации для каждого уровня управления и в постановке конкретных задач для менеджеров и сотрудников, обеспечивающих их выполнение.

По управлению на стратегическом уровне является концепция Дж. Стерна и Дж. Стюарта, базирующаяся на разработанном ими критерии экономической добавленной стоимости EVA1, которая получила свое практическое воплощение в системе Stern Stewart Integrated EV А Scorecard. Она включает четыре основные аспекта - так называемые «4М»:

- измерение (Measurement) - система должна обеспечивать такую оценку компании в целом и ее отдельных подразделений, чтобы она максимально точно отражала эффективность их деятельности;

- управление (Management) - система должна охватывать широкий спектр стратегических управленческих решений, включая постановку целей, планирование, инвестиции и мотивацию персонала;

- мотивация (Motivation) - система должна способствовать максимальному сближению интересов владельцев бизнеса (акционеров) и менеджеров за счет поощрений, определяемых и рассчитываемых при помощи показателя EVA;

- стиль мышления (Mindset) - практическая реализация системы управления на основе EVA должна приводить к пересмотру традиционных ценностей и к изменению корпоративной культуры предприятия.

В настоящее время популярной идеей является интеграция двух рассмотренных подходов, которая позволяет объединить целостность и системность BSC с математической точностью и экономической обоснованностью показателя EVA. В этом случае показатель EVA становится измерителем достижения основной цели - увеличение стоимости фирмы.