logo search
Тнвестиции Деева А 2004

2.2.1. Роль государственной идеологии

Коэффициент эластичности ВВП по производственным фондам показывает про­цент прироста ВВП при увеличении капитального фактора на 1%. Соответственно (1-а) — эластичность ВВП по трудовому ресурсу.

У капиталоемкого производства эластичность ВВП по производственным фон­дам больше 50%. При этом наибольшей капиталоемкостью обладают добывающие отрасли и отрасли с низкой степенью переработки. Такие отрасли обеспечивают экстенсивный рост экономики и характерны для развивающихся государств. Капи­талоемкое производство должно существовать в любом случае, т.к. его продукты являются основой для всех других отраслей. Риск экстенсивного стихийно-рыночного (т.е. не регулируемого государством) пути заключается в том, что при­родные ресурсы ограничены и в случае их истощения может наступить экономиче­ский коллапс — катастрофическое сжатие производства.

К трудоемким отраслям, обеспечивающим интенсивный рост, относятся прежде зсего космическая и электронная отрасли. Именно они обладают наибольшей удельной численностью квалифицированного персонала. Наивысшие показатели ВВП по трудовому ресурсу (1-а) в космической отрасли. Интенсивный стихийно-рыночный рост может возникнуть и существовать не всегда. Например, когда резко повышается доходность фондового рынка, то обязательно происходит перетекание капитала из сектора производства в сектор финансовых спекуляций, что непремен­но вызывает инфляцию. Действительно, при ставке доходности фондового рынка (г) более высокой, чем маржинальная доходность (1-а), предприниматель будет стремиться получить больший доход, тем более, что он достигается при меньших трансакционных издержках (действительно, такие издержки в сфере фондовых спе­куляций значительно ниже, чем в производстве). Таким образом, будет происходить

Фактор износа при этом не перестанет действовать.

Колебания доходности рынка вызовут соответствующие колебания трудового ресурса, т.к. реальное производство в условиях неопределенности и высокой доход­ности альтернативных вложений капитала становится рискованным и невыгодным. В условиях сверхвысокой доходности фондового рынка, когда стоимость основных фондов и сырья оказывается гораздо ниже их потребительной стоимости, развивает­ся гиперинфляция. В результате происходит паралич промышленного производства, катастрофическое падение ВВП, растет безработица и преступность. По всем этим признакам Россия оказалась в такой ситуации в период финансового кризиса 1998 года. Это означает, что инвестиционный климат в этот период в стране был не­благоприятным.

В таких условиях государство должно оказывать максимальное влияние на вос­становление экономического потенциала страны, усиливая регулирующую функцию финансов.

Рынок свободной конкуренции существовал в некоторых странах непродолжи­тельное время. Он, как правило, разрушителен для индустриальной экономики и всегда приводит к уничтожению благоприятного инвестиционного климата.

Минимизировать риски экстенсивного и интенсивного рыночного роста способ­но только государство. Только усилением регулирующей функции государства в ус­ловиях падения валового внутреннего продукта (ВВП) можно этот процесс остано­вить и повернуть вспять. Здесь начинают действовать основные механизмы госу­дарственного администрирования, направленного против воли собственников спекулятивного капитала на изменения экзогенных параметров экономики.

Из всех известных методов государственного регулирования экономики наибо­лее эффективной является государственная идеология, направленная на обеспечение всеобщей занятости населения, отраслевое планирование и грамотную кредитно-денежную политику. Стоит отметить, что установление налоговой ставки относится

41

2.2. Государственное администрирование

к наиболее эффективным методам государственного регулирования, т.к. снижение налогов длительное время не приводит к существенному росту ВВП, а их повыше­ние оправдано лишь при снижении капиталоемкости и повышении рентабельности интенсивных производств.

При государственном регулировании экономики повышение налогов не приводит к снижению их собираемости. Это есть известное отклонение от закона Лаффера. Особенно ярко оно проявилось в США времен Ф. Рузвельта. Если до де­прессии 1932-1935 гг. консолидированный бюджет США (федеральный, штатов, общин) составлял 5-7% ВВП, то после депрессии (после жестких мер новой адми­нистрации, наделенной чрезвычайными полномочиями) он вырос до 23-33%, а в дальнейшем достиг 40-50% ВВП. Одновременно доходы 200 крупнейших корпора­ций уже в 1933 г. возросли на 60%.

Экономическая суть этого эффекта состоит в том, что определяющим входным параметром любой экономики является трудовой ресурс. В случае, когда экзоген­ный параметр — годовой темп прироста занятых (v) и число занятых (L) задается государством директивно и с нарастающей динамикой, то рост ВВП носит интен­сивный характер, прибыль предприятий неуклонно растет, а, следовательно, рас­тет и база налогообложения. Рынок свободной конкуренции при повышении нало­гов дает обратный эффект, т.к. предприниматель старается сократить издержки, прежде всего за счет сокращения численности работающих. Поскольку экзогенные переменные, как было отмечено Дж. Кейнсом, в таком случае зависят от ставки налогов и учетной ставки, то система дает сигнал ослабления выходного парамет­ра— прибыли предприятий. Выход в такой ситуации — радикальный отказ от ли­беральных принципов и организация более интенсивного государственного регу­лирования экономики (как правовой и социальной базы либерализма). Следует от­метить, что развитые страны после великой депрессии уже никогда не возвращались к либеральным моделям экономики, а лишь директивно ком­бинировали изменение экзогенных экономических параметров. При Рузвельте руководство страны начало стабилизацию именно с трудового фактора. С 1933 г. организовывались трудовые лагеря для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, участники которых были задействованы на строительстве дорог, плотин, парков.

Резкое ухудшение жизненного уровня приводит к отчуждению человека от производства. Труд начинает в сознании человека терять экономический смысл — труд есть, а дохода нет. Государственная идеология призвана остановить этот процесс и вызвать естественный для человека интерес и уважение к груду, прежде всего физическому как первичному звену производства, т.е. создать культуру труда. Так, государство жестким (через экзогенный показа­тель — годовой темп прироста занятых (v) эффективным способом (т.е. с поло­жительной ресурсной результативностью) стабилизирует трудовой ресурс, т.е. число занятых (L).