logo
Тнвестиции Деева А 2004

2 .3.1. Особенности инвестирования в научную деятельность

Наука в течение последних 300 лет продемонстрировала все большее влияние на развитие производства, став непосредственной производительной силой. Вместе с тем она играет заметную и все возрастающую роль в жизни общества в целом, ока­зывает ощутимое воздействие и на социальные последствия.

Понять развитие науки невозможно, если рассматривать изолированные области: физику, химию, биологию и т.д. Такое рассмотрение хоть и дает большой фактиче­ский материал, необходимый для обобщений, но не позволяет выявить целостную структуру науки, закономерности ее развития, принципы взаимодействия науки с другими явлениями жизни общества.

Процесс производства каждого нового продукта, новых технических средств начи­нается не в цехах заводов и фабрик, а в кабинетах ученых и в лабораториях исследо­вателей. Прежде чем любой продукт будет произведен «реально», он должен быть так или иначе произведен «идеально». От «идеального» возникновения продукта к «ре­альному» его исполнению необходимо пройти следующие стадии, которые в научно-исследовательской деятельности принято классифицировать следующим образом:

  1. фундаментальные исследования;

  2. прикладные исследования;

  3. опытно-конструкторские разработки;

  4. производственные исследования.

Фундаментальные исследования — это выработка таких концепций и теорий в конкретных областях науки, которые могут в конечном итоге послужить основой для создания новых, а также усовершенствования существующих изделий, материалов и технологических процессов. Осуществляя фундаментальные исследования, ученый зачастую не представляет себе, какие практические применения получат результаты этих исследований и когда. Инвестиции на этой стадии наиболее рискованны и по­этому подобные работы финансируются, как правило, только из госбюджета.

Практическое использование таких результатов обретает некоторую определен­ность на стадии прикладных исследований, которые направлены на выявление задач для целей производства и характеризуются высокой степенью уверенности в успехе запланированных и осуществленных работ.

На стадии «опытно-конструкторских разработок» результаты, полученные на стадии «прикладных исследований», подвергаются анализу и дальнейшей разработ­ке с целью конструирования, испытания и усовершенствования технических уст­ройств, новых технологических процессов и т.д. Иными словами, на этой стадии на­чинается внедрение научных достижений в производство.

Но на этом процесс научно-исследовательских исследований не кончается. Даже после того как новое изделие передано в стадию «массового производства» (или но­вая технология уже внедрена), оно нуждается в дальнейших научных исследовани­ях, которые обычно делятся на три категории: